Вышла необычная книга. Наши разведчики-нелегалы, много лет работавшие под чужими именами, делятся уникальным опытом взаимодействия с людьми, помогают читателям стать архитекторами своего человеческого окружения и успешно, а также и деликатно использовать связи для достижения жизненных целей. Не пытаясь сделать из читателя разведчика (хотя, может, кого-то и вдохновит!), супруги-разведчики дают проверенные на себе советы, как разбираться в людях и создавать долгосрочные продуктивные отношения. Рассказывают, как управлять своей экосистемой, в том числе как стратегически строить сеть контактов, заводить и развивать связи, поднимать свой статус в обществе, обретать круг друзей и, возможно, даже находить спутника или спутницу. Ряд фрагментов из книги предлагаем вниманию читателей. Но сначала расшифровка названия книги. Нетворкинг – это построение социальной сети, использование связей для достижения успехов в жизни и карьере.
* * *
Оглядываясь назад, мы понимаем, что наша карьера офицеров разведки под глубоким прикрытием представляет собой удивительный эксперимент в области нетворкинга. Как молодые оперативники, свой нетворкинг мы начинали с нуля. В страну своего первого назначения мы приехали лишь с одним чемоданом. Такое внедрение с нуля мы повторили три раза в трёх странах. А потом, после нашумевшего шпионского скандала в США и обмена в 2010 году, четвёртый раз уже в России. Потому что дома, на родине, к тому времени мы не знали практически никого, кроме родителей и ещё нескольких сотрудников в штаб-квартире российской внешней разведки, с которыми мы работали. С тех пор как мы уехали работать за рубеж, прошло 25 лет. Нас теперь не узнали бы даже школьные и университетские друзья. Понимание того, как работает стратегический нетворкинг, приходило вместе с собственным многолетним опытом проб и ошибок. Четыре университетских диплома и тысячи самых разных контактов за плечами дали нам возможность взглянуть на нашу богатую практику как бы со стороны. Годы напряжённой работы помогли нам выработать концептуальный подход к стратегическому нетворкингу. Вспоминая свои первые годы в разведке, мы можем с уверенностью сказать, что, вооружённые правильной стратегией, мы могли бы за год или два достичь того, на что мы тогда потратили целых пять лет.
Давайте чётко уясним: нетворкинг действительно отнимает много времени. Выстраивание связей порой сильно выматывает эмоционально. Но как только вы решите, что ваше будущее зависит от окружающих вас людей и что иметь хорошую, отлаженную сеть контактов важно, при этом вы будете выстраивать её правильно, выстраивать стратегически, то сэкономите массу времени и сил. Как только вы решите отправиться в долгий путь к более значимому положению в обществе, знайте: чем дальше вы продвинетесь, тем легче и веселее будет становиться само движение вперёд. Как и в любом виде спорта, будь то бег, шахматы, теннис или гольф, – первые шаги никогда не бывают лёгкими и приятными, но потом, при известном упорстве, у вас обязательно откроется второе дыхание.
* * *
Как разведчики-нелегалы, мы выполняли три задачи одновременно. Нашей главной задачей, как и следовало ожидать, был сбор разведданных. Второй была «работа под прикрытием» – ну то есть наша «повседневная» деятельность, которая позволяла нам объяснить свои доходы и интересы. Третья задача заключалась в создании сети контактов и укреплении социального статуса – постоянное, зачастую изнурительное, восхождение от низов общества к его вершинам.
Разведчики, в течение долгого времени оттачивающие своё оперативное искусство, вырабатывают особенную память на людей и отношения. Так же как художник может в деталях воспроизвести увиденный ранее пейзаж, а пианист сыграть несколько симфоний, не заглядывая в ноты, опытный профессионал-оперативник способен хранить в памяти детали историй многих людей и подробности разговоров с ними на протяжении нескольких лет.
Главное оружие разведчика – его связи. А его основное качество – умение разбираться с множеством ситуаций и людей, учиться, приспосабливаться, предсказывать, терпеть, меняться и добиваться своего. Короче говоря, понимать и организовывать вещи и людей вокруг себя. Без инициативы и внутреннего чувства направления разведчик немедленно оказался бы в неуправляемом водовороте сложностей и опасностей.
* * *
Много лет назад мы, начинающие разведчики, прибыли в страну своей первой загранкомандировки. Как бы сильно нам ни хотелось собрать полезную информацию и поскорее добиться результатов, мы чувствовали острую потребность в эмоциональной поддержке. Вокруг нас не было ни родственников, ни друзей. Хуже того, у нас не было социального статуса, который подкреплял бы нашу самооценку и делал бы нас значимыми партнёрами для других. Наш низкий, практически нулевой социальный статус не позволял нам активно устанавливать связи с интересными людьми, столь необходимыми для разведывательной работы. Кроме того, необходимо было выстроить отношения с нашим непосредственным окружением, чтобы примерить на себя и перенять местные нормы поведения и обычаи. Другими словами, нам нужен был круг поддержки.
Со временем мы наладили связи с соседями, врачами, библиотекарями, владельцами магазинов и ресторанов, местными прихожанами и священнослужителями. После нескольких сеансов у мануального терапевта – кстати, нашего ровесника – у нас завязались с ним дружеские отношения. Они длились несколько лет – до тех пор, когда нам пришлось переехать в другой город. Интерес к пению и музыке привёл одного из нас в церковный хор. В результате мы получили не только возможность провести время с приятными людьми, но и установить важные контакты с местным священником. По мере того как мы набирались опыта и уверенности, наши приоритеты в нетворкинге смещались в сторону развития эффективного «прикрытия» и обретения более высокого социального статуса.
* * *
Для разведчика установление контактов – это ежедневная, в чём-то даже рутинная работа. Его круг развития должен быть постоянно заполнен. Чтобы стать настоящим профессионалом нетворкинга, вы должны рассматривать все взаимодействия как конвейер возможностей для развития новых отношений. Расширяя вашу сеть контактов, вы так или иначе будете обязаны выходить из вашей зоны комфорта. В разведке неспособность работать вне вашей зоны комфорта означает профессиональную непригодность. Разведчик обязан найти общий язык с любым человеком. Как и многие другие навыки, способность эффективно работать за пределами своей обычной среды общения приобретается и совершенствуется практикой...
Если вы хотите расширить вашу сеть контактов за её сегодняшние пределы, будьте готовы открывать для себя новые места и социальные круги, прорываться через барьеры профессиональных групп. Вам придётся смириться с тем, что преодолевать такие барьеры может быть больно, а на то, чтобы добиться признания в незнакомых для вас кругах, может потребоваться немало времени.
* * *
Много-много лет назад мы как честолюбивые оперативники частенько страдали излишней амбициозностью. Нам хотелось добиться быстрых результатов, и это недвусмысленно проявлялось в нашем поведении. Теперь, вспоминая те первые годы с вершины приобретённого опыта, даже неловко признать, что тогда мы наверняка испортили немало хороших контактов, потому что вели себя слишком «напористо»!
Вот лишь один пример из нашего многолетнего опыта. По прибытии в Соединённые Штаты мы стали частью эксклюзивного сообщества в одном из ведущих американских университетов. Мы получили невероятный шанс заполучить массу полезных контактов. Многие из наших сокурсников могли в потенциале стать важными политическими деятелями, сотрудниками государственных и военных организаций и даже лидерами зарубежных стран. Поистине золотая жила для разведчика!
Поскольку программа длилась всего один год, мы чувствовали, что нельзя терять время. Определив для себя несколько «объектов», мы принялись целенаправленно развивать с ними отношения. Первый же контакт – со студентом с военным прошлым – представлялся особенно многообещающим.
Воодушевлённые его первой реакцией, мы использовали любую возможность для углубления отношений: оставались поболтать после занятий, приглашали на обед, встречались за чашкой кофе, вместе посещали местные достопримечательности. Воодушевлённые кажущимся прогрессом, мы не приняли во внимание его потребность общаться и с другими людьми, особенно в начале учёбы, когда отношения между сокурсниками только формируются. Кроме того, как мы впоследствии выяснили, у него были романтические виды на одну из студенток.
В своём стремлении занять место его «лучших друзей» мы не сразу догадались, что подобная настойчивость начала производить противоположный эффект. Очень скоро человек начал попросту нас избегать. Отношения сошли на нет, и, несмотря на все наши усилия, восстановить их, к сожалению, не удалось. Знакомый отдалился от нас и предпочёл более тесное общение с другими студентами. К счастью, когда при последующих контактах мы уже старались выстроить более сбалансированные взаимоотношения с людьми, то добивались куда большего успеха.
* * *
Если вам кажется, что мы от вас слишком многого требуем, сравните это с системой, которую создал один из величайших в мире нетворкеров, считавшийся одним из руководителей «тайного мирового правительства», – Дэвид Рокфеллер, скончавшийся в возрасте 101 года. Как пишет Джоан Люблин в «Уолл-стрит Джорнал»: «Мистер Рокфеллер заносил контактную информацию и детали каждой из своих встреч с более чем 100 000 людей со всего мира на индексные карточки размером 3 на 5 дюймов. Всего он накопил примерно 200 000 таких карточек, которые вставлялись в специально построенную для него ролодекс-машину. Более полувека эта электронная машина высотой 5 футов стояла в его личном офисе Рокфеллер-центра в Нью-Йорке». Будучи главой банка «Чейз Манхэттен» и виднейшим филантропом, Рокфеллер «отслеживал бесконечное количество связей с богачами и знаменитостями, простирающихся через границы, дисциплины и интересы, – от коллеги, бизнес-титана Билла Гейтса до шаха Ирана, президента Джона Кеннеди, папы Иоанна Павла II и Нила Армстронга, первого человека, ступившего на Луну». «Благодаря этой необычной системе записей он мог продолжить разговор с человеком, которого не видел уже много лет, как будто их последняя встреча была на прошлой неделе». «Во время обеда в своём имении в 2015 году господин Рокфеллер подарил господину Киссинджеру копию его 35 карточек из ролодекса. На них были заметки о сотнях их разговоров, прошедших со дня первой встречи в далёком 1955-м», – пишет Джоан Люблин. «Мистер Рокфеллер понял важность контактов во время своей службы в армейской разведке за рубежом во время Второй мировой войны», – продолжает Люблин. «Моя эффективность целиком зависела от моей способности создать сеть людей с достоверной информацией. Я могу быстро разобраться в сущности моих прошлых отношений с кем-либо, перед тем как вновь с ним увидеться», – писал мистер Рокфеллер в своих мемуарах в 2002 году. Что же ещё к этому добавить, чтобы убедить вас окончательно? К счастью, сегодня нет смысла выдумывать специальные ролодексы для таких баз данных. Открой страницу и продиктуй – компьютер сделает всё остальное. Но невероятный опыт Дэвида Рокфеллера ещё раз подчёркивает: если работать над своей экосистемой связей целенаправленно и систематически, то нетворкинг станет мощным инструментом, способным изменить вашу жизнь.
* * *
В кинофильмах шпионы для достижения своих целей используют секс, насилие и шантаж. В реальной жизни самое мощное оружие разведчика – близость и доверие. На экране шпионы вскрывают сейфы, чтобы добыть те или иные секреты. На самом деле всё по-другому. За них это делают другие люди – те, с кем они подружились, которым симпатизируют и кому эмоционально сопереживают. Те, кто считает, что быть другом и помогать гораздо важнее, чем охранять чьи-то тайны. Даже люди, которые торгуют секретами за деньги или передают конфиденциальные сведения по какой-либо другой причине, рассчитывают на доверие и эмоциональную поддержку со стороны разведчика как человека, от которого в данный момент зависит их благополучие и, возможно, даже жизнь. Они должны быть уверены, что человек, который знает о них больше, чем кто-либо другой, будет защищать их секреты, уважать их и заботиться о них. В основе крупных успехов всех разведок, идёт ли речь о знаменитых аристократах «Кембриджской пятёрки», работавших на Советский Союз во время Второй мировой войны, или о шефе лондонского отделения ПГУ КГБ Олеге Гордиевском, шпионившем на Ми-6, лежали отношения симпатии, сочувствия, поддержки и дружбы, которые сложились между агентами и их кураторами. Искусство разведчика заключается в построении отношений доверия, уверенности и зависимости.
* * *
Общение с людьми – наверное, самый захватывающий, но в то же время самый трудный процесс на свете. Ошибки и неудачи здесь неизбежны. Вы никогда не достигнете своей цели на сто процентов. Но если, используя вдумчивый, систематический подход, вы достигнете хотя бы 70%, это всё равно будет значительно лучше, чем максимум 20–30%, которых можно достичь, полагаясь на одну лишь интуицию или везение.
* * *
Очень важно иметь среди своих советников и наставников «восходящих звёзд», которые могут потянуть вас за собой, когда, в свою очередь, повысят свой статус. Для разведчика поиск «восходящих звёзд» – одна из важнейших задач. Такая проактивная работа с лихвой окупается. Достаточно обратиться к примеру Ричарда Мура, главы британской Секретной службы. После прихода в Ми-6 Мур провёл несколько лет в Турции в начале 1990-х годов. Там он изучал турецкий язык и был активным болельщиком местного футбольного клуба «Бешикташ», что в переводе со светской терминологии на профессиональную означает, что он занимался вербовкой членов стамбульской элиты. В то время президент Турции, Реджеп Тайип Эрдоган, только начинал свою политическую карьеру в Стамбуле. Вложенные усилия принесли свои плоды много лет спустя, когда Ричард Мур стал послом Соединённого Королевства в Турции и одним из самых ценных сторонников и влиятельных друзей Эрдогана. Наверняка не без помощи общих знакомых, обретённых тридцать лет назад!
* * *
Самый очевидный, простой и доступный социальный лифт – это образование. Практически любая образовательная программа повысит ваши компетенции и статус. Лучшие из них могут стать надёжными проводниками в элитные круги. Наша карьера в разведке включала в себя обучение на четырёх университетских программах, итогом последней стал диплом магистра в Школе государственного управления Джона Кеннеди в престижном Гарвардском университете США. Это был трудный подъём к вершинам, если принять во внимание, что мы начинали наш путь в незнакомой стране даже без диплома средней школы. Ночью приходилось учиться, а днём работать.
Однако самый значительный выигрыш от образования – не новые знания, которые вы получаете, а новые люди, с которыми встречаетесь. Образовательное пространство – университеты, краткосрочные бизнес-программы, профессиональные курсы – является наиболее открытой и эгалитарной средой в обществе. Это позволяет людям из разных слоёв общаться друг с другом без социальных барьеров, которые так или иначе присутствуют в повседневной жизни. Если вы хотите создать связи за пределами вашей ежедневной сферы общения, то лучшего места не найти.
* * *
Один из необычных способов повысить свой статус, который мы открыли для себя как разведчики, – постоянно пребывать «в движении». Как в смысле поездок, так и в смысле внесения постоянных изменений в собственную жизнь. Польза от путешествий вполне очевидна. Перелёты, туристические поездки, круизы, отели в отдалённых местах – всё это потрясающие возможности для знакомства с интересными людьми, которые тоже хотят новых ощущений. Личности, которых вы встречаете в таких поездках, в среднем более динамичны, более коммуникабельны и более успешны в жизни. Именно такой тип людей и нужен в качестве друзей. Если вы будете усердно работать над приобретением контактов в поездках и их последующим развитием, то многие из них вполне могут стать следующей ступенькой в вашей карьере. Не зря ведь говорят, что «путешествия – это единственное из того, что вы покупаете, что делает вас богаче».
* * *
По мере того как вы окружаете себя всё большим количеством людей, которые во многих отношениях лучше, грамотнее, опытнее, искуснее, богаче вас, вы одновременно получаете возможность учиться и обогащать себя во всех смыслах этого слова. Чем лучше и совершеннее окружающие вас люди, тем лучше становитесь вы сами и тем лучше становится ваша жизнь. В заключение позвольте перефразировать средневекового персидского философа и поэта Омара Хайяма и напомнить, что ваша жизнь будет такой, каким будет ваше окружение.
Андрей Безруков с сыновьями у Ниагарского водопада
Елена Вавилова, Андрей Безруков. Нетворкинг для разведчиков: как извлечь пользу из любого знакомства. – Москва: Эксмо, 2021. – 256 с.: ил.