Первый номер 2020 года журнал «Русское искусство» посвятил Московскому государственному университету, отметившему в январе своё 265-летие.
Чем может воздать питомец своей alma mater за счастье обретения не просто профессии, ставшей делом жизни, но призвания, наполнившего эту жизнь смыслом и счастьем? Этот номер – своего рода оммаж главного редактора журнала Елены Бехтиевой родному университету, и открывается он диалогом бывшей выпускницы с ректором. Виктор Садовничий стоит у штурвала этой академической твердыни без малого три десятилетия и со знанием дела рассказывает о принципах и приоритетах, на которых базируется МГУ фактически со дня своего основания.
На призыв редакции принять участие в создании номера с радостью откликнулись преподаватели университета, и в первую очередь – сотрудники кафедры истории отечественного искусства. Их взволнованные, исполненные любви к родным стенам статьи позволили развернуть «историческую панораму» этого уникального учебного заведения. Владимир Седов повествует о том, как непросто складывался архитектурный проект Главного здания МГУ и судьба его автора – Бориса Иофана; Андрей Карев – об иконографии первого куратора университета, видного общественного деятеля и мецената И.И. Шувалова; София Веселова – об истории создания рукотворных ландшафтов вокруг старых и новых корпусов университета – от первого здания на Моховой до высотки на Воробьёвых горах; Александр Ломкин – об университетском нагрудном знаке.
По традиции в реализации замыслов редакции помогли сотрудники Третьяковской галереи, в частности Светлана Усачёва, поведавшая о том, как виды университета становились важной частью изобразительной летописи Москвы.
Не чужда МГУ и «музейная история». Немногие знают, что в Главном здании университета несколько верхних этажей – с 24-го по 31-й – занимает Музей землеведения, самый высотный в Москве. О том, как над его созданием вместе с учёными трудились и художники, рассказывает зав. сектором музейно-методической работы Валерий Снакин. Множество не слишком известных фактов, например о том, как из Кабинета изящных искусств и древностей профессора Цветаева вырос один из крупнейших музеев России, читатель найдёт в материале зав. отделом рукописей ГМИИ им. Пушкина Маргариты Аксененко.
Особое место в номере занимает подборка научных статей выдающихся исследователей, в разные годы возглавлявших кафедру истории отечественного искусства.