Помнится, что прошедший пару лет назад на канале «Россия 1» сериал «Екатерина. Взлёт» очень понравился. И это несмотря на отсутствие исторической точности в изображении эпохи – придворные в костюмах того времени, но без париков, современно постриженные, они смотрелись странно, так же как их речь казалась излишне осовремененной. Однако там было главное: жизнь, страсть, размах, отличные актёрские работы.
Марина Александрова замечательно справилась с ролью, несмотря на то что совсем непохожа на Екатерину, но державную суть великой карьеристки, почувствовавшей, что необходимо бурно растущей России, ей передать удалось. Порадовал тогда совсем юный Павел Табаков в роли наследника Павла. Великолепный образ коварного вельможи елизаветинской поры создал Сергей Колтаков. Были и другие удачи: замечательный Бецкой в исполнении Игоря Скляра, обворожительная и трогательная Любава Грешнова в роли Софьи Разумовской, убедительная в образе омерзительной Вильгельмины, первой жены Павла, Алина Томникова, а щемящий образ второй жены, любящей и преданной, создала Татьяна Лялина. Фавориты Екатерины Орлов и Потёмкин так же, как названные герои, убедительны не были. Сделан был акцент более на их мужской состоятельности, нежели политической значимости. А то были мощнейшие фигуры (особенно Потёмкин), в окружении Екатерины появлялись сотни пассионарных, готовых на подвиги, талантливых и образованных офицеров – было из кого выбирать не только любовников, но и военачальников и министров.
А кончается «Взлёт» в 1782 году, когда Екатерина открывает памятник Петру («Медный всадник») и провозглашает себя восприемницей Петра Великого, продолжательницей его великих дел. Так оно и было. К большому сожалению, в следующем сериале («Екатерина. Самозванцы»), сценаристы (Ариф Алиев, к которому присоединились Иван Заваруев и Андрей Иванов), продюсеры (большой коллектив во главе с Антоном Златопольским и Александром Акоповым) и режиссёр Дмитрий Иосифов не пошли вперёд по хронологии к великим подвигам Потёмкина по обретению Крыма, созданию Новороссии, выходу России к проливам и военным свершениям Румянцева, Суворова, Ушакова и других, а сделан был большой шаг назад (в 1874 год) и три в сторону. В сторону самозванцев: действие разделилось между несравнимыми по историческому значению интригами двора Екатерины (вокруг её сына от Григория Орлова и внука, внебрачного сына Павла от Софьи Разумовской, между пугачёвским бунтом и похождениями якобы дочки Елизаветы, авантюристки княжны Таракановой).
Во «Взлёте» уже похоронили первую жену Павла (она умерла при родах), более того, наследник успел оценить высокие душевные качества своей новой супруги, Марии Фёдоровны, которая была ему безмерно предана в отличие от интриганки Натальи Алексеевны (Вильгельмины). Теперь она воскресла и продолжила интриговать.
Странно было смотреть, как Екатерина свои великие дела по расширению империи забросила по настоянию Потёмкина и Суворова, которые вместо того, чтобы с героической русской армией штурмовать Измаил, показывать чудеса героизма на Кинбурнской косе и одерживать победы нам Чёрном море, убеждают императрицу, что войскам нужна передышка, и просят позволения заключить мир с турками. И кинематографисты с великих дел переключились на гламур. Важен не размах народного восстания под руководством Емельки Пугачёва, а не завербовали ли его французы (известно, кто у нас бунты затевает). Главными стали внутренние заговоры, которые затевают неугомонные граф Панин и Вильгельмина, а также зарубежные интриги. Сговор «изгнанника» Шувалова (Леонид Серебренников) с «дочкой», красоткой-самозванкой (Ангелина Стречина), с целью свержения Екатерины. Зачем такая напраслина на Ивана Ивановича Шувалова, выдающегося деятеля Елизаветинской и Екатерининской эпох, мецената, основателя Московского университета и Академии художеств? Никаким заговорщиком он не был, к тому же с 1874 года жил в России.
То есть произошла, так сказать, смена курса «на манер Вальтера Скотта». К реальной истории эта часть имеет такое же отношение, как «Три мушкетёра» к историческим событиям эпохи герцога Ришелье.
Александр Иванов