Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 30 октября 2019 г.
  4. № 44 (6711) (30.10.2019)
Телеведение Мнение Рецензия

Шаг назад и три в сторону

«Екатерина. Самозванцы» – гламурно-альковный вариант

30 октября 2019
Степан Шешковский (Михаил Горевой) и Екатерина Великая (Марина Александрова)

Помнится, что прошедший пару лет назад на канале «Россия 1» сериал «Екатерина. Взлёт» очень понравился. И это несмотря на отсутствие исторической точности в изображении эпохи – придворные в костюмах того времени, но без париков, современно постриженные, они смотрелись странно, так же как их речь казалась излишне осовремененной. Однако там было главное: жизнь, страсть, размах, отличные актёрские работы.

 

Марина Александрова замечательно справилась с ролью, несмотря на то что совсем непохожа на Екатерину, но державную суть великой карьеристки, почувствовавшей, что необходимо бурно растущей России, ей передать удалось. Порадовал тогда совсем юный Павел Табаков в роли наследника Павла. Великолепный образ коварного вельможи елизаветинской поры создал Сергей Колтаков. Были и другие удачи: замечательный Бецкой в исполнении Игоря Скляра, обворожительная и трогательная Любава Грешнова в роли Софьи Разумовской, убедительная в образе омерзительной Вильгельмины, первой жены Павла, Алина Томникова, а щемящий образ второй жены, любящей и преданной, создала Татьяна Лялина. Фавориты Екатерины Орлов и Потёмкин так же, как названные герои, убедительны не были. Сделан был акцент более на их мужской состоятельности, нежели политической значимости. А то были мощнейшие фигуры (особенно Потёмкин), в окружении Екатерины появлялись сотни пассионарных, готовых на подвиги, талантливых и образованных офицеров – было из кого выбирать не только любовников, но и военачальников и министров.

А кончается «Взлёт» в 1782 году, когда Екатерина открывает памятник Петру («Медный всадник») и провозглашает себя восприемницей Петра Великого, продолжательницей его великих дел. Так оно и было. К большому сожалению, в следующем сериале («Екатерина. Самозванцы»), сценаристы (Ариф Алиев, к которому присоединились Иван Заваруев и Андрей Иванов), продюсеры (большой коллектив во главе с Антоном Златопольским и Александром Акоповым) и режиссёр Дмитрий Иосифов не пошли вперёд по хронологии к великим подвигам Потёмкина по обретению Крыма, созданию Новороссии, выходу России к проливам и военным свершениям Румянцева, Суворова, Ушакова и других, а сделан был большой шаг назад (в 1874 год) и три в сторону. В сторону самозванцев: действие разделилось между несравнимыми по историческому значению интригами двора Екатерины (вокруг её сына от Григория Орлова и внука, внебрачного сына Павла от Софьи Разумовской, между пугачёвским бунтом и похождениями якобы дочки Елизаветы, авантюристки княжны Таракановой).

Во «Взлёте» уже похоронили первую жену Павла (она умерла при родах), более того, наследник успел оценить высокие душевные качества своей новой супруги, Марии Фёдоровны, которая была ему безмерно предана в отличие от интриганки Натальи Алексеевны (Вильгельмины). Теперь она воскресла и продолжила интриговать.

Странно было смотреть, как Екатерина свои великие дела по расширению империи забросила по настоянию Потёмкина и Суворова, которые вместо того, чтобы с героической русской армией штурмовать Измаил, показывать чудеса героизма на Кинбурнской косе и одерживать победы нам Чёрном море, убеждают императрицу, что войскам нужна передышка, и просят позволения заключить мир с турками. И кинематографисты с великих дел переключились на гламур. Важен не размах народного восстания под руководством Емельки Пугачёва, а не завербовали ли его французы (известно, кто у нас бунты затевает). Главными стали внутренние заговоры, которые затевают неугомонные граф Панин и Вильгельмина, а также зарубежные интриги. Сговор «изгнанника» Шувалова (Леонид Серебренников) с «дочкой», красоткой-самозванкой (Ангелина Стречина), с целью свержения Екатерины. Зачем такая напраслина на Ивана Ивановича Шувалова, выдающегося деятеля Елизаветинской и Екатерининской эпох, мецената, основателя Московского университета и Академии художеств? Никаким заговорщиком он не был, к тому же с 1874 года жил в России.

То есть произошла, так сказать, смена курса «на манер Вальтера Скотта». К реальной истории эта часть имеет такое же отношение, как «Три мушкетёра» к историческим событиям эпохи герцога Ришелье.

Александр Иванов

 

Тэги: Кино Сериал Кондрашов Александр Отзыв Марина Александрова
Обсудить в группе Telegram

Александр Кондрашов

Родился в 1954 году неподалеку от театра на Таг... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • В чём утопили адмирала?

    23.04.2025
  • Союз без любви

    16.04.2025
  • Чисто английское убийство?

    09.04.2025
  • Ядерный срыв

    26.03.2025
  • Страна Zero

    12.03.2025
  • Зачем и кому это нужно?

    248 голосов
  • И страсть к предательству там многим застит очи

    138 голосов
  • По законам гибридного времени

    127 голосов
  • Нельзя промолчать!

    107 голосов
  • Перуна на вас нет!

    98 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS