Сегодня сложно представить высокопоставленного политика без быстрого перелета на самолете. Но так было не всегда. Русские цари, а потом и советские генсеки, предпочитали для дальних поездок — будь то отдых или важные встречи — надежную железную дорогу, рассказывает канал "Цитаты истории".
Для правителей создавали особые составы, которые назывались «литерные» — то есть самые важные, особые. Это были настоящие передвижные дворцы или кабинеты с максимальным комфортом и усиленной защитой.
Традиция началась еще в XIX веке, когда для царской семьи построили специальный поезд. Императорский вагон был обит атласом и обставлен со всей возможной роскошью. Весь состав был огромным — 15 вагонов. Но самая интересная деталь — для безопасности параллельно всегда отправлялся его точный «двойник». Это делалось, чтобы сбить с толку возможных террористов.
После революции большинство царских вагонов уничтожили, но уцелевшими экземплярами стали пользоваться новые военачальники — Троцкий, Фрунзе, Буденный.
Традицию перенял Иосиф Сталин. Для него построили настоящий бронепоезд: его вагон весил более 80 тонн и имел номер 501. На поезде Сталин ездил в Баку, Ялту и даже на Потсдамскую конференцию. Для последней поездки специально проложили новый железнодорожный путь длиной более 800 километров, чтобы маршрут был максимально безопасным.
Никита Хрущев тоже активно пользовался спецпоездами по стране и даже отправился на нем в столицу Австрии, Вену, для встречи с президентом США Кеннеди.
А самым ярым фанатом железнодорожных путешествий среди советских лидеров стал Леонид Брежнев. Врачи просто запретили ему летать из-за проблем с давлением, так что генсек с удовольствием наматывал десятки тысяч километров по рельсам.
Его поезд тянули два электровоза, а личный вагон, весом около 100 тонн, был бронированным. Для комфорта там было всё: хорошая мебель, даже элементы золотого декора, ванная комната и два купе. На случай чрезвычайной ситуации в полу был предусмотрен аварийный люк. За свежий воздух отвечала современная немецкая вентиляция, а безопасность обеспечивали сотрудники 9-го управления КГБ в каждом вагоне. Интересно, что за все его путешествия не произошло ни одного происшествия — заслуга и железнодорожников, и охраны.
В 1978 году он проделал на поезде огромный путь через всю страну до Владивостока. В его вагоне было всё необходимое для работы и встреч с местными руководителями в городах по пути следования.
Ранее: Забудьте про Статую Свободы — самые высокие статуи планеты: от золотого Будды в Мьянме до Петра I в Москве и богини с лифтом в Японии
Фото: Freepik