Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управление подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 24 сентября 2025 г.
Интересное

100 тонн брони, золото и люк в полу: секреты поездов советских генсеков

Передвижные дворцы на рельсах

24 сентября 2025

Сегодня сложно представить высокопоставленного политика без быстрого перелета на самолете. Но так было не всегда. Русские цари, а потом и советские генсеки, предпочитали для дальних поездок — будь то отдых или важные встречи — надежную железную дорогу, рассказывает канал "Цитаты истории".

Для правителей создавали особые составы, которые назывались «литерные» — то есть самые важные, особые. Это были настоящие передвижные дворцы или кабинеты с максимальным комфортом и усиленной защитой.

Традиция началась еще в XIX веке, когда для царской семьи построили специальный поезд. Императорский вагон был обит атласом и обставлен со всей возможной роскошью. Весь состав был огромным — 15 вагонов. Но самая интересная деталь — для безопасности параллельно всегда отправлялся его точный «двойник». Это делалось, чтобы сбить с толку возможных террористов.

После революции большинство царских вагонов уничтожили, но уцелевшими экземплярами стали пользоваться новые военачальники — Троцкий, Фрунзе, Буденный.

Традицию перенял Иосиф Сталин. Для него построили настоящий бронепоезд: его вагон весил более 80 тонн и имел номер 501. На поезде Сталин ездил в Баку, Ялту и даже на Потсдамскую конференцию. Для последней поездки специально проложили новый железнодорожный путь длиной более 800 километров, чтобы маршрут был максимально безопасным.

Никита Хрущев тоже активно пользовался спецпоездами по стране и даже отправился на нем в столицу Австрии, Вену, для встречи с президентом США Кеннеди.

А самым ярым фанатом железнодорожных путешествий среди советских лидеров стал Леонид Брежнев. Врачи просто запретили ему летать из-за проблем с давлением, так что генсек с удовольствием наматывал десятки тысяч километров по рельсам.

Его поезд тянули два электровоза, а личный вагон, весом около 100 тонн, был бронированным. Для комфорта там было всё: хорошая мебель, даже элементы золотого декора, ванная комната и два купе. На случай чрезвычайной ситуации в полу был предусмотрен аварийный люк. За свежий воздух отвечала современная немецкая вентиляция, а безопасность обеспечивали сотрудники 9-го управления КГБ в каждом вагоне. Интересно, что за все его путешествия не произошло ни одного происшествия — заслуга и железнодорожников, и охраны.

В 1978 году он проделал на поезде огромный путь через всю страну до Владивостока. В его вагоне было всё необходимое для работы и встреч с местными руководителями в городах по пути следования.

Ранее: Забудьте про Статую Свободы — самые высокие статуи планеты: от золотого Будды в Мьянме до Петра I в Москве и богини с лифтом в Японии

Фото: Freepik

Обсудить в группе Telegram

Кристина Мин

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Сырный завтрак, который согреет душу: Готовим классику английской кухни

    24.09.2025
  • Тот самый борщ, от которого пахнет детством: пальчики оближешь!

    24.09.2025
  • Пышные оладьи на кефире: Готовятся за 15 минут, тают во рту

    24.09.2025
  • Развод в 50 — не крах, а старт: история Алисы Шер, которая стала сильнее без Нагиева

    24.09.2025
  • Кухня без паники: 7 лайфхаков клинеров, которые спасут вас от застывшего жира и вечной уборки

    24.09.2025
  • Капля натурального средства чудо - смеси и ваша кухня будет сиять

  • Как снизить холестерин просто - питание с умом

  • Эффект “Тяжелого взгляда” - простые способы борьбы с нависшим веком

  • Одна спичка стоит неправильно! У Вас 20 секунд на решение!

  • Как восстановить работающим пенсионерам индексацию своей пенсии с 2016 года в 2025 году

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Премьера Дата Интервью Событие Утрата Новости Театральная площадь Писатель Век ЛГ рейтинг Поэзия Калмыкии Классики Очевидец
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
  • Пользовательское соглашение
  • Обработка персональных данных
ВКонтакте Telegram YouTube RSS