В марте мы объявили о начале Второго конкурса «Золотое звено», который проводит «ЛГ» при поддержке ОАО «РЖД», – и сразу в редакцию «Литературной газеты» полетели электронные письма и бандероли с вашими стихами, рассказами, повестями… Около тысячи заявок и среди них – десятки талантливых стихотворений, рассказов и повестей. Многие из них опубликованы на сайте lgz.ru. А произведения финалистов конкурса собраны в сборник, который на днях вышел в свет.
Уходящий год был непростым, весь мир охватила коронавирусная пандемия. Но самые тревожные времена не могут остановить тех, кто влюблён в нашу словесность, в наши железные дороги. Жюри оказалось непросто определить лучших. Конкурс подтвердил: давняя русская литературная традиция не стёрлась.
Вспомните: в честь первой русской железной дороги, связавшей СанктПетербург с Царским Селом, когда паровозы ещё назывались пароходами, Нестор Кукольник – популярнейший поэт и драматург того времени – написал стихи – быть может, лучшие в его жизни:
Дым столбом – кипит, дымится пароход…
Пестрота, разгул, волненье,
Ожиданье, нетерпенье…
Православный веселится наш народ.
И быстрее, шибче воли
Поезд мчится в чистом поле.
Кому не известны эти строки? Великий Михаил Глинка положил их на музыку – и получилась всем известная «Попутная песня», звучащая и поныне. С этого литературного и музыкального благословения началась история русских железных дорог.
Когда-то поезда на русских просторах выглядели как пришельцы из будущего. С тех пор многое изменилось. Железные дороги связали в единое целое огромное пространство России – от Калининграда до Владивостока, от южных границ до Крайнего Севера. Вокзалы, поезда, полустанки вошли в жизнь каждого из нас – и прочно и навсегда вошли в литературу. В том числе в стихи и прозу наших современников, даже самых молодых. Они привыкли к скоростным поездам, отточенному сервису, удобным и респектабельным транспортным гаваням. Для них всё это – привычная сторона жизни. Привычная, но от этого не менее вдохновляющая.
В этом году в конкурсе появилась новая номинация – «Творчество молодых». В ней особенно непросто было определить победителей: так много оказалось талантливых стихотворений и рассказов, связанных с железными дорогами.
От всего сердца благодарим всех участников конкурса! И надеемся, что традиция «Золотого звена» будет продолжена. Один из наших лауреатов – Андрей Шацков – написал:
Гудок оглушительно-чёткий
К отправке сигнал подаёт,
И станций бесчисленных чётки
Отщёлкает поезда ход.
Поздравляем победителей конкурса – наших лауреатов! Высочайший уровень ваших стихов и рассказов не вызывает сомнений. Вас – пятеро. И каждый высветил железнодорожную тему по-своему, на свой лад. Каждый совершил литературное открытие. Каждый нашёл своё литературное золотое звено. Расскажем же о наших победителях чуть подробнее.
ПОЭЗИЯ
Игорь Волгин
Игорь Волгин – поэт, литературовед, историк, доктор филологических наук, кандидат исторических наук, исследователь жизни и творчества Ф.М. Достоевского, профессор факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова и Литературного института им. А.М. Горького. Список его регалий и профессиональных интересов можно перечислять долго. Но для нас Игорь Леонидович в первую очередь – поэт, которого узнали и полюбили ещё в 1960-е годы – в том числе по первым публикациям в «Литературной газете». Его счастливое путешествие в поэзию продолжается и в XXI веке. Стихи, которые Игорь Волгин представил на конкурсе, написаны в разные годы. Их объединяет высочайший уровень лирического осмысления бытия.
Как прежде, желая добраться
до самых насущных основ,
возьмём мы билеты до Братска –
девчонка и пять пацанов.
Семнадцать нам было – и сплыло.
И ты покупала в Перми
кусочек «Семейного» мыла
для нашей беспутной семьи.
Кому это всё достаётся?
Стучит во дворах домино.
Но снова сибирское солнце,
как мячик, влетает в окно.
Я в детство его отфутболю,
придумаю что поновей .
Но что же мне делать с любовью
и с памятью бедной моей ?
Андрей Шацков
Андрей Шацков – это имя давно любимо теми, кто неравнодушен к русской поэзии. В его поэзии переплетено вечное и каждодневное. В любой публикации, в любом ряду узнаваема манера Шацкова – лёгкое дыхание его стиха. За этой лёгкостью – глубина образного мышления, пристальное внимание к истории страны, к народной судьбе. Железнодорожные впечатления часто помогают поэту найти самые точные и полные высокого смысла слова, которые находят отклик в сердцах читателей:
Когда над Россией сгущается тьма
И льдом затянулись затоны,
Когда колесит издалече зима
И в такт громыхают вагоны,
Когда бесконечны унылые дни
И после «Прощанья славянки» –
Огни, полустанки, и снова огни,
И снова в огнях полустанки
Мелькают виденьем в морозном бреду
И тонут в объятиях ночи, –
Россия, ты, словно в двадцатом году,
Не прячешь разбойные очи!
ПРОЗА
Борис Евсеев
Борис Евсеев – прозаик художественной правды и высокого парадокса. Это проявилось и в его замечательном рассказе «Сокрушитель призраков», который заслуженно высоко оценило конкурсное жюри. Всё начинается с железной дороги, с вагонного оконного стекла – и заваривается фантастический карнавал, в котором пересекаются эпохи, герои прошлого и настоящего. Рассказ можно разгадывать как загадку, а можно просто наслаждаться изящным повествованием. Это настоящая проза XXI века – связанная с традицией, но и полная новых смыслов.
ТВОРЧЕСТВО МОЛОДЫХ
Зарина Бикмуллина (стихи)
Зарина Бикмуллина – юный, но искушённый поэт. Она не боится отчаянных экспериментов, проникая в тайны слова, в глубины стихосложения. Зарина много пишет о железнодорожных путешествиях, которые для неё – символ чего-то глубоко личного:
Виды откроются на Ленинград ко
Времени, в шесть утра.
Мне на Казанский, верните тетрадку,
Дёрните за стоп-кран!
Между Арбатом и Невским проспектом
Заключена давно.
Плюс или минус один, как вектор,
Третьего не дано.
Арина Гамалиенко (проза)
Рассказ Арины Гамалиенко сразу получил высокую оценку и нашего жюри, и читателей сайта, следивших за конкурсными публикациями. Это рассказ о встречах и проводах, о железной дороге и самых важных для человека детских впечатлениях. Её рассказы продолжают старинные традиции русской очеркистики с её вниманием к повседневной правде.