Можно заметить, что затянувшаяся самоизоляция приводит к появлению скороспелых прогнозов, среди которых преобладают страшные и ужасные. Но сейчас удачное время не только для астрологов, прорицателей, футурологов, но и для серьёзных экспертов и учёных, у которых открылось второе дыхание. Стоит подумать, как изменить приоритеты нашего общества, по-новому расставить акценты политики во всех сферах жизни. Возьмём науку, которая при всех проблемах и достижениях существенно отличается от западной.
В развитых странах уже много лет основные направления фундаментальных исследований – это науки о жизни (life sciences), которые объединяют десятки научных и прикладных отраслей: биологию, биотехнологии, генетику, медицину, здравоохранение, фармацевтику, экологию и т.д. На них тратится больше всего средств, они занимают ведущее место по числу действующих научных журналов и публикаций в них.
У нас, как в советские времена, главенствуют естественные науки – физика, астрономия, химия, математика, науки о Земле, исследования космоса. Без них нельзя. Но неправильно, когда доля биологических, физиологических и медицинских наук в расходах бюджета на фундаментальные исследования в 2018 году лишь 36 процентов.
Один из путей преодоления отсталости – соединение наук о жизни с передовыми инновационными и технологическими решениями. Именно этим мы занимаемся в МГТУ им. Н.Э. Баумана, вузе изначально инженерно-техническом. Уже ряд лет внедряем в медицину цифровые системы, технологии искусственного интеллекта, робототехнику, методы биометрии, биомедицинскую технику. Всё это направлено на улучшение качества жизни.
После академических реформ правительство решает, на какие исследования и сколько тратить денег. Сейчас в пожарном порядке выделяются средства вирусологам и эпидемиологам. Надеюсь, у них есть разработки, на завершение которых чиновники ранее не дали денег.
В начале нулевых в РАН принята программа «Фундаментальные науки – медицине», но её несколько лет назад закрыли. Стоит к ней вернуться и использовать достижения в физике, химии, математике для создания новых медицинских технологий. Но сначала – изменить систему определения приоритетов в науке и изжить диктатуру чиновников. Пора также начать оценивать эффективность исследований не только по числу публикаций и индексу Хирша. Количество статей и так растёт, а патентов на открытия не становится больше вопреки указаниям бюрократов от науки. Она должна подчиняться интересам общества.
Что будет после коронавирусного нашествия, сказать сложно. Ещё и потому, что у нас нет образа желаемого будущего, к которому бы все мы стремились.
У людей сейчас три модели поведения: альтруизм и взаимопомощь, эгоизм и пофигизм, агрессия вкупе с девиантным поведением. Среди учёных и исследователей, людей творческих преобладает первая. Поэтому есть надежда, что после пандемии у нас наконец изменится система основополагающих ценностей, в том числе человеческой жизни. Пока она в условных единицах (по оценкам страховых компаний и государства) в десятки раз меньше, чем в развитых странах.
Заодно должна вырасти стоимость интеллектуального труда, а человеческий капитал, о котором много говорится, стать настоящим капиталом с соответствующим к нему отношением. И надо не забывать, что научные открытия и инновации рождаются лишь там, где есть свобода созидания и творчества. ¢
===============================
И "смех сквозь слёзы" от такой "науки"!
-========================================
У вас [МГТУ им. Н.Э. Баумана], у нас [МЭИ им. В.М.Молотова], у них [МАИ им. Серго Орджоникидзе] и в других советских институтах вузовская наука по забугорнымым планам была ликвидирована свердловскими реконструкторами в 90х годах т.н. "гайдаровскими реформами" с фактическим прекращением планирования и финансирования научных работ.
Реконструкторы (перед роспуском союзных республик) нанесли смертельный удар по всем гос структурам: промышленности, колхозно-совхозному с-х, армии-флоту-авиации-космонавтике, военно-промышленному комплексу... и уничтожили (по тем же планам) министерства СССР -- заказчиков НИР и ОКР из-за чего перестали существовать неразрывно связанные меж собой отраслевая-> вузовская->академическая науки.
В те годы отраслевые НИИ в СССР реорганизовались в складские площадки лохотронного бизнеса, где основными кадрами стали дирекция-бухгалтерия-охрана... Научные сотрудники сначала приходили отмечаться на бесплатную работу, а потом каждый в силу своей изворотливости находил источник заработка: сбор-сдача бутылок, работу магазинным грузчиком или распространителем акций сразу появившихся сотен компаний, у которых кроме рекламных проспектов (как потом оказалось) ничего не было.
Уже более 20-ти лет отсутствует названное научное триединство, а выжившие их научные кадры деградируют из-за своей невостребованности.
Параллельно (как издёвка над ними) организуются псевдонаучные конторы для отмывки госбюджетных денег, выделяемых политическим и рыночным руководством для привилегированных лиц (типа нано-Сколково).
Если в государстве ликвидированы отраслевая и вузовская науки -- основа развития академической, то не приходит ли черёд отставки генералам этой разбитой армии с ликвидацией их штаба -- РАН?
"Сегодня ... научный работник РАН (вузовских научных работников почти не осталось) является в обществе изгоем и для обеспечения приемлемого уровня семьи он либо должен честно работать на "ста" работах как ломовая лошадь, либо быть преступником!" ©А.А.Шалыто, Как это было …, МИР ПК -- ДИСК. 2006. № 1.
Чтобы дать науке больше денег, их надо кое у кого изъять.
Верхние власти на это не пойдут.
=======================
Хотя объявленая нам истина от второй инстанции гласит, что "свобода лучше … несвободы ©ДАМ", однако, следует положительно оценить пользу во время ВОВ "бериевских шарашек", где разрабатывались новые образцы вооружения и , где у талантливых сидельцев сохранились жизни и творческий послевоенный потенциал (А.Н.Туполев, С.П.Королёв, Л.С.Термен …).
Неограниченная свобода (независимо от места, времени и сразу: "сесть, задуматься, изобрести") присуща лишь "вольным гениям" индивидуального творчества типа Ивана Кулибина, Гриши Перельмана, сантехника дяди Васи … .
Более обстоятельный перечень обстоятельств, сопутствующих научным открытиям у АСП: "О, сколько нам открытий чудных//Готовят: просвещенья дух,//И опыт, сын ошибок трудных,//И гений, парадоксов друг,//И случай, бог изобретатель."
Основу развития науки суверенного государства обеспечивают разработки, способствующие могуществу страны и благосостоянию её населения. Они осуществляются коллективами работников гражданских и военных предприятий и организаций.
В послевоенный 19-ти летний период (до Гос переворота 1964г) произошел ошеломивший мир взлёт (разрушенной, обнищавшей, голодной, с преобладанием нетрудоспособного населения) страны до могучей Державы с внешним с распространением и поддержкой социализма по всем континентам.
Мировым достижениям в области науки техники способствовала организация :
-- лучшего в мире просвещения и образования (разрушенных при питерских реконструкторах: -- "Нам [им] нужны не творцы, а потребители"!);
-- "уникальному для мировой науки явлению научных школ [ликвидированному теми же реконструкторами -- ЮШ], каждая из которых развивала своё научное направление … имела форму очень устойчивой пирамиды ©А.А.Шалыто". Её основание -- отраслевая, верщина -- академическая, а всё остальное -- вузовская наука. Информационные потоки от основания формировали новые институтские учебные программы, а от вершины -- знания по теоретическому обоснованию тематики НИОКР.
Министерство формировало планы по разработки изделий новой техники, назначало (по каждой теме) головным разработчиком конкретное отраслевое КБ или НИИ и утверждало список соисполнителей-смежников, включая учебные и академические институты.
Если в СССР от объединения отраслевой, вузовской и академической наук можно было получать системный эффект при разработке новых: технологий, материалов, техники, учебных программ, теорий … , то в РФ от этих наук "остались лишь рожки да ножки".
Чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться