Фильм Владимира Нахабцева сделан довольно давно, в 2009-м, в нём участвовал ныне покойный ветеран разведки, хорошо знавший Абеля генерал КГБ Юрий Дроздов. Его комментарии придавали телефильму черты подлинности, как когда-то участие самого Абеля – замечательной кинокартине «Мёртвый сезон».
Реальная история ареста советского разведчика, занимавшегося переправкой в Москву информации об американском ядерном проекте, чрезвычайно интересна. Показано многое: как велась его работа под прикрытием фотографа и художника, как Абелю передавали секретные сведения, как он их передавал в Москву, как к нему нагрянули агенты ФБР. Также – судебный процесс с участием другого советского агента, Рейно Хейханена, который и выдал Абеля. Большое место в фильме занимали многочисленные попытки американских спецслужб перевербовать советского разведчика. Его соблазняли разными способами, угрожали, истязали, но безуспешно. Показали и сцену обмена американского лётчика Пауэрса на легендарном «шпионском» мосту в Берлине. Затронуты также моменты личной жизни Абеля в СССР и США (есть намёк на то, что кроме законной жены в Москве у него была подруга в Нью-Йорке или женщина, желавшая стать его подругой), то есть кроме детективно-приключенческой линии в фильме присутствует ещё лирическая и даже мелодраматическая интрига.
Очень убедителен в роли Абеля и даже похож на него Юрий Беляев, также хорош в роли адвоката Донована Томаш Ганак. В телефильме вообще много хорошего, но у него один серьёзный недостаток: он очень беден. В этом смысле его нельзя сравнивать с высокобюджетными фильмами про русских разведчиков, сделанными в США. Например, со «Шпионским мостом», где в центре те же Абель и Донован, которых сыграли суперзвёзды Марк Райленс и Том Хэнкс. А снял этот дорогой пропагандистский блокбастер, где наврано с три короба, самый известный голливудский режиссёр Стивен Спилберг в 2015 году («ЛГ» о нём писала), а у нас что? Крайне скромное, пунктирное полудокументальное кино, хотя история чрезвычайно богатая, яркая и выгодная для создания успешной кинокартины большого стиля.
Вместо того чтобы по призыву Министерства просвещения делать ремейки шедевров патриотического советского кино (занятие, обречённое на неудачу), не лучше ли переснять «Правительство США против Рудольфа Абеля»? Надо дописать сценарий, сейчас уже наверняка можно рассказать гораздо больше, чем в 2009 году. В этой киноистории задействованы не только агенты и резиденты разведок разных стран, но и многие политические деятели, в том числе первые лица СССР и США. Получится масштабное не столько шпионское, сколько историческое полотно. А можно снять и огромный сериал об интереснейшей жизни великого разведчика с самого его рождения.
Родители Рудольфа Ивановича, которого на самом деле звали Вильямом Генриховичем Фишером, участвовали в революционном движении (мать русская, отец из обрусевших немцев), вынуждены были выехать из России, в эмиграции встречались с Лениным. Наш герой родился в 1903 году, провёл детство и получил начальное образование в Англии (назван Вильямом в честь Шекспира).
После революции семья вернулась на родину, первое время Фишеры жили не где-нибудь, а в Кремле. Вильям вступил в комсомол, работал в Коминтерне; служа в Красной армии, освоил радиодело, а в 24 года поступил в иностранный отдел ОГПУ, через некоторое время отправился резидентом в Норвегию, потом в Великобританию. Во времена ежовщины его отозвали и уволили из органов, однако вскоре он сумел восстановиться в НКВД, с 41-го года готовил радистов для партизанских отрядов, а в 1949-м возглавил резидентуру в Нью-Йорке... Интереснейшая, полная героических и романтических приключений жизнь, прекрасный пример служения отечеству. Документальные фильмы о Фишере (Абеле) в России снимались, но почему только одна пунктирная малобюджетная игровая телелента? Фигура Абеля не менее значимая, чем Зорге. Может получиться замечательный сериал о судьбе русского патриота, выдающегося разведчика – биография, на редкость подходящая для кинематографа, в ней есть всё, что интересно юному зрителю. Почему не снимают?
Какую только ерунду не выпускают на экраны кинотеатров, не показывают на телеканалах и в интернете, а значимых, созвучных времени проектов нет – сплошные «Содержанки» и «Убойные отпуска».
У нас в стране есть кто-то, кто отвечает за кинопоказ, кто координирует выбор тем для киносценариев? Или патриотическая пропаганда в кино отдана на откуп тем, кому наша история неинтересна?