Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 24 июля 2024 г.
  4. № 29 (6943) (24.07.2024)
Телеведение

Абель и кино

Первый канал показал телефильм «Правительство США против Рудольфа Абеля»

24 июля 2024
Юрий Беляев (Абель) и Томаш Ганак (Донован)

Фильм Владимира Нахабцева сделан довольно давно, в 2009-м, в нём участвовал ныне покойный ветеран разведки, хорошо знавший Абеля генерал КГБ Юрий Дроздов. Его комментарии придавали телефильму черты подлинности, как когда-то участие самого Абеля – замечательной кинокартине «Мёртвый сезон».

Реальная история ареста советского разведчика, занимавшегося переправкой в Москву информации об американском ядерном проекте, чрезвычайно интересна. Показано многое: как велась его работа под прикрытием фотографа и художника, как Абелю передавали секретные сведения, как он их передавал в Москву, как к нему нагрянули агенты ФБР. Также – судебный процесс с участием другого советского агента, Рейно Хейханена, который и выдал Абеля. Большое место в фильме занимали многочисленные попытки американских спецслужб перевербовать советского разведчика. Его соблазняли разными способами, угрожали, истязали, но безуспешно. Показали и сцену обмена американского лётчика Пауэрса на легендарном «шпионском» мосту в Берлине. Затронуты также моменты личной жизни Абеля в СССР и США (есть намёк на то, что кроме законной жены в Москве у него была подруга в Нью-Йорке или женщина, желавшая стать его подругой), то есть кроме детективно-приключенческой линии в фильме присутствует ещё лирическая и даже мелодраматическая интрига.

Очень убедителен в роли Абеля и даже похож на него Юрий Беляев, также хорош в роли адвоката Донована Томаш Ганак. В телефильме вообще много хорошего, но у него один серьёзный недостаток: он очень беден. В этом смысле его нельзя сравнивать с высокобюджетными фильмами про русских разведчиков, сделанными в США. Например, со «Шпионским мостом», где в центре те же Абель и Донован, которых сыграли суперзвёзды Марк Райленс и Том Хэнкс. А снял этот дорогой пропагандистский блокбастер, где наврано с три короба, самый известный голливудский режиссёр Стивен Спилберг в 2015 году («ЛГ» о нём писала), а у нас что? Крайне скромное, пунктирное полудокументальное кино, хотя история чрезвычайно богатая, яркая и выгодная для создания успешной кинокартины большого стиля.

Вместо того чтобы по призыву Министерства просвещения делать ремейки шедевров патриотического советского кино (занятие, обречённое на неудачу), не лучше ли переснять «Правительство США против Рудольфа Абеля»? Надо дописать сценарий, сейчас уже наверняка можно рассказать гораздо больше, чем в 2009 году. В этой киноистории задействованы не только агенты и резиденты разведок разных стран, но и многие политические деятели, в том числе первые лица СССР и США. Получится масштабное не столько шпионское, сколько историческое полотно. А можно снять и огромный сериал об интереснейшей жизни великого разведчика с самого его рождения.

Родители Рудольфа Ивановича, которого на самом деле звали Вильямом Генриховичем Фишером, участвовали в революционном движении (мать русская, отец из обрусевших немцев), вынуждены были выехать из России, в эмиграции встречались с Лениным. Наш герой родился в 1903 году, провёл детство и получил начальное образование в Англии (назван Вильямом в честь Шекспира).

После революции семья вернулась на родину, первое время Фишеры жили не где-нибудь, а в Кремле. Вильям вступил в комсомол, работал в Коминтерне; служа в Красной армии, освоил радиодело, а в 24 года поступил в иностранный отдел ОГПУ, через некоторое время отправился резидентом в Норвегию, потом в Великобританию. Во времена ежовщины его отозвали и уволили из органов, однако вскоре он сумел восстановиться в НКВД, с 41-го года готовил радистов для партизанских отрядов, а в 1949-м возглавил резидентуру в Нью-Йорке... Интереснейшая, полная героических и романтических приключений жизнь, прекрасный пример служения отечеству. Документальные фильмы о Фишере (Абеле) в России снимались, но почему только одна пунктирная малобюджетная игровая телелента? Фигура Абеля не менее значимая, чем Зорге. Может получиться замечательный сериал о судьбе русского патриота, выдающегося разведчика – биография, на редкость подходящая для кинематографа, в ней есть всё, что интересно юному зрителю. Почему не снимают?

Какую только ерунду не выпускают на экраны кинотеатров, не показывают на телеканалах и в интернете, а значимых, созвучных времени проектов нет – сплошные «Содержанки» и «Убойные отпуска».

У нас в стране есть кто-то, кто отвечает за кинопоказ, кто координирует выбор тем для киносценариев? Или патриотическая пропаганда в кино отдана на откуп тем, кому наша история неинтересна?


Тэги: Телефильм
Обсудить в группе Telegram

Александр Кондрашов

Родился в 1954 году неподалеку от театра на Таг... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Не более чем сказка

    30.05.2025
  • Погружение в подвиг

    29.05.2025
  • Герои и предатели

    28.05.2025
  • Вирус Форбса

    24.05.2025
  • Кто нарисовал человечка?

    23.05.2025
  • В нужное время в нужном месте

    1227 голосов
  • Зачем и кому это нужно?

    248 голосов
  • Голос Губенко

    225 голосов
  • Обидный диссонанс

    153 голосов
  • И страсть к предательству там многим застит очи

    138 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS