В Доме творчества «Переделкино» завершилась первая сессия программы «Адаптация» – уникальной попытки наладить системное сотрудничество литераторов и ведущих представителей отечественной киноиндустрии.
На открытии выступили советник Президента РФ по вопросам культуры Владимир Толстой, председатель АСПИР (Ассоциации писателей и издателей России) Сергей Шаргунов, продюсер и режиссёр, председатель АПКиТ (Ассоциации продюсеров кино и телевидения) Сергей Сельянов, продюсер, генеральный директор телеканала «СТС» Александр Акопов, сценарист и режиссёр, главный редактор кинокомпании «СТВ» Александр Архипов, исполнительный директор Фонда кино Фёдор Соснов.
Мастер-классы и лекции, организованные АСПИР, Минцифры РФ, Фондом кино, АПКиТ и «Национальной Медиа Группой», собрали как признанных, так и недавно дебютировавших писателей из разных регионов России. Среди участников программы – Борис Евсеев, Олеся Николаева, Александр Мелихов, Виктор Куллэ, Анастасия Ермакова, Шамиль Идиатуллин, Арина Обух, Екатерина Манойло: всего в Переделкино приехали три десятка литераторов. Несколько дней они под руководством мастеров изучали кинодело во всех его аспектах – от эстетических до технологических.
Сергей Сельянов признался, что никто в мире не знает, как делать успешное кино, но всё же есть определённые зрительские ожидания, в которые надо постараться попасть. Рассказал о том, что сегодня киноиндустрия построена в основном на зрительском, массовом кино. И если в авторском кино главным является режиссёр, то зрительское – в основном продюсерское. Авторское кино, к сожалению, почти всегда убыточно, ведь для него цифра в 100 тысяч зрителей – это предел мечтаний, а, например, фильм «Чебурашка» собрал 20 миллионов зрителей. Сегодня предпочитают кинокартины «про нас»: национальные комедии, фильмы, замешенные на фольклоре.
Александр Акопов добавил в число востребованных современными зрителями жанров романтическую драму и так называемый процедурал (фильмы об определённой профессиональной сфере, один из ярких примеров последнего времени – сериал «Склифосовский») и раскрыл секреты сценарного мастерства: рассказал о взаимоотношениях протагониста и антагониста, о том, что такое принцип тройной арки и логлайн, в общем, дал краткий курс молодого сценариста. «Задача каждой минуты фильма в том, чтобы зритель посмотрел ещё минуту», - подчеркнул мастер и призвал никогда не забывать, что главный в кино всегда зритель!
О потребностях кинорынка рассказали аналитик «Национальной Медиа Группы» Оксана Шовырина и руководитель отдела аналитики и консалтинга маркетингового агентства Wanta Grour Егор Брус.
Живой диалог с участниками удалось наладить Александру Архипову: он дал практические советы и рассказал о собственных творческих методах в работе над сценарием, а также о специальных платформах, где могут встретиться авторы, сценаристы, режиссёры и продюсеры, чтобы обсудить тот или иной проект.
Так почему же киноиндустрия нуждается в большой литературе? А потому – и в этом сошлись все мастера, – что на экране не хватает смыслов, свежего взгляда на действительность, углубления реальности. И в итоге того самого катарсиса: ведь зритель хочет не только получить положительные эмоции от просмотра фильма и развлечься, но и испытать новое яркое переживание, которое позволит ему измениться, задуматься о своей собственной жизни.
Важно то, что движение в сторону взаимодействия литературы и кино уже началось: Фёдор Соснов анонсировал расширение стипендиальной программы «Автор». В ближайшее время Фонд кино совместно с АСПИР начнёт принимать не только сценарии, но и заявки на написание художественных и документальных литературных произведений, которые впоследствии могли бы воплотиться в кинокартины.
Александр Акопов предложил участникам «Адаптации» присылать синопсисы уже написанных и будущих произведений – возможно, вскоре лучшие из них станут основой будущего фильма или телесериала.