Шарль Перро. Золушка. Пересказ Т. Габбе. Художник Юлия Лучкина. – СПб.: Волки на парашютах. Редакция Аси Петровой, 2023.
История о Золушке – это мечта. И каждый раз, перечитывая эту книгу, мы перечитываем сказку о том, чего хотят женщины, присваивая себе право на встречу с принцем, бал, волшебство, карету, красивое платье, помощь добрых сил и, конечно, туфельку как символ обручального кольца. Кстати, думается, любовь к туфлям у многих именно оттуда – из «Золушки». Потому что хрустальная туфелька, по сути, то же кольцо с бриллиантом на безымянный палец.
Современное поколение воспринимает «Золушку» с долей иронии – мол, придумали древние, чтобы обманывать женщин. Гораздо правдивее, разумеется, фильм «Барби» – так-то лучше. Не лучше! Рядом с Барби всегда должна быть Золушка. Она напоминает о том, что мечта может сбыться. Да, подметать пыль, а потом заполучить принца, пожалуй, мечта не для всех. Мы же теперь самостоятельные. Хотя, на мой взгляд, весь феминизм должен был закончиться в тот момент, когда женщинам разрешили получать образование и голосовать. Голосование их меня мало волнует, если честно, а вот образование – да. Дальше началась глупейшая история с правами, которую можно изложить на одной странице А4. А вот «Золушка» – не о правах, не о бесконечной бессмысленной борьбе, простите, половых органов (я воспринимаю феминизм именно так). «Золушка» о том, что смирение и труд всё перетрут, о том, что дурнушка и простушка – это не так уж плохо, кто-то родился для того, чтобы думать, а кто-то для того, чтобы мечтать, прихорашиваться, жаждать любви, жить романтическими порывами, наслаждаться нарядами и каретами, собственной привлекательностью, завораживать, очаровывать, влюблять и влюбляться с первого взгляда. Почему нет? Может, для жизни женщины так круче? Не знаю. По крайней мере, у меня история «Золушки» не вызывает ни малейшего раздражения в отличие от фильма «Барби». Один мой знакомый редактор кричал: «Мечта – это обман!» Мечта не обман, мечта – цель, которую надо поставить. Вообще, «Золушку» можно воспринимать как мотивирующий текст, в нём заложен огромный потенциал для мотивирующего разговора с ребёнком, с родителем. Поверьте вы наконец в чудо! Поверьте в добро. Попробуйте улыбаться прохожим, вежливо разговаривать с продавцом в магазине или с начальником ЖЭКа, по-человечески, не бойтесь расплакаться, не бойтесь быть людьми. Смешно говорить, но я по себе знаю, как Вселенная идёт навстречу и помогает. Попробуйте быть добрее пять минут, десять, полчаса, день, неделю. Да, это гораздо сложнее, чем любая работа, которой вы занимаетесь. Условные туфелька и принц следствие доброго, смиренного отношения к миру. По-моему, настоящая женщина должна быть именно такой – истинно мудрой, Золушкой, не Барби.
Гениальная современная художница Юлия Лучкина проиллюстрировала книгу, с одной стороны, строго следуя логике и образам текста, с другой – пересказала историю новым художественным языком, не банальным, не плоским, таким, который и есть подлинное искусство. Стилистика у Лучкиной очень узнаваемая, такого художника (и скульптора) нельзя сломать, заставить выдать в чистом виде коммерческий продукт – потому что вкус не пропьёшь. Смешно звучит: вкус не пропьёшь. Когда у человека есть вкус, он не нарисует в духе той простоты, которая хуже воровства. Элемент усложнения присутствует, и это здорово. Странно было бы упрощать «Золушку».
Фабрис Мидаль. Принцессы всегда правы. – Париж: Фламмарион, 2023.
Французская патриархальная книга о женщинах. Тут можно громко смеяться. Нет, ну правда. Мидалю пришла в голову потрясающая идея собрать в одной книге самые разные сказки о принцессах, в основном классику жанра, и проанализировать поведение принцесс: как они принимают решения, как они действуют, в чём их слабость, в чём их сила и мудрость, какова их жизненная философия. В итоге получился отчасти юмористический, но очень глубокий нон-фикшен о женской силе, которая заключается, по мнению автора, в достоинстве. Достоинство – сложнейшее понятие. Просто так ему определение не дашь. И Мидаль как раз через анализ тех или иных поступков принцесс, решений, ответов, слов или, наоборот, молчания пытается расшифровать категорию достоинства. В неё входят и способность смириться, и способность проявить инициативу, и бесстрашие перед лицом практически любых жизненных обстоятельств, абсолютная независимость от всех окружающих людей, включая принцев, – в том плане, что принцессы живут своей жизнью, впуская в неё друзей, любовь, но ни на чём не зацикливаются. И вроде бы принцессы не работают, не строят заводы и фабрики, но постоянно ведут какую-то внутреннюю работу – пытаются быть добрее, милосерднее, справедливее, умнее, проявляют и гибкость, и твёрдость. У принцесс нет принципов и кредо, они меняют свои взгляды, могут показаться спонтанными, ветреными, но у них есть врождённое чувство ответственности перед семьёй. Наверное, здесь стоит уточнить, что достоинство, как ни смешно, передаётся по наследству – по крайней мере у Мидаля. Принцессы сознают важность своего происхождения и понимают, что за все поступки несут ответственность перед семьёй и своими будущими детьми. Принцессы всегда планируют стать верными жёнами и заботливыми матерями. Они всегда вписаны в семейную историю. Это не женщины сами по себе, это женщины, которые помнят о том, как хранили очаг их матери, как оберегали семью отцы, а потому в них генетически заложено стремление беречь свою будущую семью. Любое действие совершается с оглядкой на семью. Не осрамить род – вот ориентир для сохранения достоинства. Даже Золушка у Мидаля словно помнит о том, что родилась на свет не просто так. То есть речь не только о королевских семьях. Автор мыслит шире: любая девушка рождается не сиротой, сначала у неё есть мать, а значит, и отец есть или был. Соответственно, важность обретает родовая память, биологическая память, идея о том, что человек не бывает один, за ним обязательно кто-то стоит. И понятие женского достоинства корнями уходит в биологическую память о сохранении рода. Тяжело приходится принцессам, именно они должны постоянно помнить о чистоплотности, о порядочности, о чистоте и о порядке. Иные могут решить, что посыл феминистский: женщина несёт величайший груз ответственности. На самом деле всё несколько сложнее: женщина обладает той силой, которая приведёт к появлению на свет новой жизни, поэтому она ведущая, а принц ведомый.
Ни о каких хрустальных туфельках в книге речь не идёт. Это не обсуждается. Потому что принцесса не столько права, сколько по праву рождения изначально имеет право и на туфельку, и, главное, на уважение к себе.