Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 19 июля 2023 г.
Телеведение

Белым по чёрному

19 июля 2023
Кадр из фильма С.М. Эйзенштейна «Стачка», 1924 г.

В начале прошлого века юный кинематограф, ютившийся меж искусств на птичьих правах, часто предпринимал попытки «подружиться» с коллегами – Михаил Ипполитов-Иванов написал музыку для «Понизовой вольницы» (1908), театральный новатор Всеволод Мейерхольд пробовал себя как кинорежиссёр в «Портрете Дориана Грея» (1915). Однако на страже пантеона искусств стояла литература. Кинематограф, в нашем случае вообще начавшийся с экранизации (пусть и песни), к «старшей сестре» относился с трепетом, хотя по неумению адаптации великих романов получались скорее трогательными, чем впечатляющими. Впрочем, между кино и литературой было одно важное сходство, роднившее их сильнее, чем композиция, система персонажей или ещё что-то в этом духе, – собственно текст. Не в заумном структуралистском понимании слова, а в самом банальном – печатный текст. Без фосфорически мерцающих на чёрном фоне букв не обходился почти ни один немой фильм, как книга не могла обойтись без чёрного текста на белом листе.

 Такие интертитры («интер-» – «между», очевидно, кадрами) изначально использовали довольно механистично, чаще всего для «отбивок» между эпизодами. Возьмём ту же «Понизовую вольницу»: «Разгул Стеньки Разина на Волге», «Разгул в лесу», «Заговор разбойников против княжны», «Смерть княжны» – вот и краткое содержание фильма. Другие титры в этой восьмиминутке искупают лаконизм предыдущих своим чудовищным объёмом: заговор разбойников раскрывается речью одного из них, данной мелким курсивом в одиннадцати (!) строках. В дополнение к этому многие титры украшались размашистой подписью АДранковъСПБ – Александр Дранков очень гордился статусом первого настоящего русского продюсера. Таковы были «ватермарки» в начале прошлого века!

 Впоследствии описательные титры отчасти уступили место диалоговым: к середине 1910-х зритель свыкся с правилами кинематографической грамматики и научился самостоятельно делить фильм на эпизоды. Но без титров было всё-таки не обойтись – вместе с монтажом именно они формировали повествование, зачастую кардинально меняя смысл отснятых ранее кадров. Известен анекдот из кинематографической жизни тех лет: ангажированный на съёмку одной «фильмы» актёр позже с удивлением узнал, что сыграл сразу в двух! Был ли уплачен гонорар за вторую картину, не уточнялось.

 Титры тех лет зачастую не были воплощением тонкого вкуса – здесь, правда, сказывался грех массовой литературы, так как очень часто популярные картины дореволюционного времени ставились по разного рода романам, и в этих случаях цитаты, как правило, представляли собой цитаты из оригинала. «Пола, скажите одно слово, и всё, что передъ Вами, будетъ у Ваших ногъ», – упрашивает пожилой ухажёр красавицу-артистку в «Сказке любви дорогой». Уже само имя героини заставляет скривиться, даром что артистка – цирковая. Убогость титров скрашивали красивостями – сначала следующих за ними кадров, затем украшая виньетками сами незамысловатые тексты. Рамки, орнаменты, иногда вирирование (то есть заливка определённым цветом).

 В лучших же титрах главным украшением была лаконичность. Это особенно хорошо понимали молодые режиссёры, пришедшие в кино вместе с революцией. Каждый титр как выстрел или по крайней мере пощёчина. «ВАШИ», – восклицает в «Шестой части мира» Дзига Вертов, демонстрируя советскому народу тучные стада коров, свиней и буйволов; «ДОЛОЙ», – кричит пудовкинский «Потомок Чингисхана», круша интервентов парадной саблей; «НО», – в порыве революционного восторга бросает Эйзенштейн, одним титром дав начало всему конфликту своей «Стачки».

 А, впрочем, все немые фильмы, сколь бы декадентски многословны или, наоборот, революционно кратки они ни были, да и звуковые картины, по большей части сделавшие интертитры бесполезными, объединяет один титр, самый лаконичный и самый многозначительный – «Конец».

Тэги: Кино Кино с историей от Фёдора Шеремета
Обсудить в группе Telegram

Фёдор Шеремет

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Кто нарисовал человечка?

    23.05.2025
  • Кто нарисовал человечка?

    26.04.2025
  • Dreck und Feuer

    20.03.2025
  • Любовь двадцать четыре кадра в секунду

    23.02.2025
  • Хоть розой назови её, хоть нет

    24.01.2025
  • Нельзя промолчать!

    107 голосов
  • Перуна на вас нет!

    98 голосов
  • Страсти, радости и напасти

    84 голосов
  • Дудь-2020

    84 голосов
  • Французик из…

    77 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS