Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 31 января 2024 г.
Литература Библиосфера Рецензия

Бесконечность граней

31 января 2024

Дмитрий Кравченко. Многогранный. Многогранный 2.0. – М.: Издательский дом «Зебра Е», 2024. – 5000 экз.

Дмитрий Кравченко выпустил двухтомное собрание стихотворений и назвал его «Многогранный». Тома не маленькие. Для молодого поэта это риск. Но, когда читаешь его, понимаешь, что именно широта – его ключевой творческий принцип. Тексты Кравченко – это тексты человека, принимающего жизнь во всех её проявлениях. Он мастерски создаёт образ своего лирического героя. Это человек, утверждающий свои правила в мире, не прогибающийся под его давлением, игнорирующий все проявления стадности, живущий с персональной тягой к жизни наполненной, а не скудной; наполненной прежде всего эмоционально.

Что я несу?

              Околесицу или крест?


Важная для Кравченко фраза и с точки зрения синтаксической игры, и в контексте смыслов самопознания. Герой Кравченко постоянно изучает себя, удивляется себе, думает о том, точно ли он выбрал свой удел. Мятущаяся натура отсылает нас к романтической традиции. Кравченко не боится быть архаичным, он идёт своей дорогой, и романтизм для него вечный метод.

Цветаевское «поэта далеко заводит речь» и о Кравченко тоже. Он говорит широко и свободно обо всём, что его волнует. Он страстен, когда речь заходит о любви, и находит этой страсти оригинальную форму:

Тебя любили,

Меня любили,

Но как это делали?

Жуть…

Я никогда не бывал в Сибири

И,

Видимо,

Не окажусь.


Своеобразная метрика чуть отсылает к Маяковскому, но это, несомненно, новый этап данной эстетической линии, не столько громкий, сколько стремящийся погрузить трепещущий нерв в горизонтальное движение, чтобы нигде никаких закавык. Темп жизни всё время убыстряется, и поэту надо за ним успевать. Герой Кравченко живёт навзрыд, много видит, много переживает, много обращается к миру и людям. Сам поэт признаётся, что собрал в эту книгу всё, что написал. Что ж! В данном случае это оправданно. Интересна вся мифология поэта, весь его путь.

При этом есть некоторые точки, по которым судьба поэта, метаморфозы его таланта виднее. Одна из таких точек – стихотворение «Город N». Здесь особого внимания заслуживает ритмическая концепция. Автор не отказывается от рифмы, но строку доводит до напряжения монолога, произвольно меняя количество слогов. Это хорошо соответствует замыслу. Помимо этого здесь видны и человеческая, и гражданская позиции автора. Он не приемлет соглашательства, ему комфортнее быть резким, бунтовать, даже если этот бунт философский (а стихотворение входит в цикл «Бумажная философия»).

Говорят, что в некоем городе N

Нет ни грабежей, ни измен.


Постепенно автор накручивает вселенную этого города, красиво, выразительно, изобретательно. А потом делает вывод весьма нетривиальный:

Я бы не смог жить в городе,

В котором на сцену никогда

                              не выйду к вам,

Всё потому, что

Такой город N

Выдуман.


В стихотворениях Дмитрия Кравченко много артистического. Путешествуя по страницам его труда, переходя от первого тома ко второму, догадываешься, что лирический герой очень изящно меняет амплуа. Иногда перед нами подлинный страдающий человек, а иногда подобие маски, но рука режиссёра всегда тверда, и рисунки ролей никто не нарушает. Отсюда создаётся эффект карнавальности, который я лично люблю. Это придаёт поэтическим сборникам воздух и элегантно вводит в заблуждение тех, кто ищет в каждом стихотворении метки личных перипетий жизни поэта. Бывает, что воображение Кравченко заходит так далеко, что его лирические монологи ведутся от лица женщин. Это убедительно. Ведь поэзия едина. И конечно же, теневой герой, тот, к кому обращается героиня, высвечивается другим светом. И ты осознаёшь, что это снова он, многогранный герой текстов Дмитрия Кравченко, и число его граней не всегда поддаётся счёту. Есть среди них и ироническая жилка. Здесь Кравченко демонстрирует хороший вкус и ум. Да, именно ум. Ведь если поэт берётся за иронию, он не может позволить себе быть дураком. Сразу обернётся против него же:

Я ждать тебя не ждал,

                          а ты пришла.

Я дверь замуровал,

                 а ты ввалилась.

Покаялась, сказала, что грешна,

И всё простить опять себе

                                   взмолилась.


Тэги: Книги
Обсудить в группе Telegram

Максим Замшев

Максим Адольфович Замшев. Поэт, прозаик, публиц... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Хроника подвига

    02.05.2025
  • ЛГ- рейтинг

    02.05.2025
  • Книга преодоления

    30.04.2025
  • Горожанин на земле дедов

    26.04.2025
  • Хомо сапиенс, кура тэ ипсум*!

    25.04.2025
  • Солженицын.

    95 голосов
  • Шаманские пляски

    86 голосов
  • Квадрат гипотенузы

    67 голосов
  • Палата № 26. Больничная история.

    62 голосов
  • Алексей Баталов. Жизнь. Игра. Трагедия.

    47 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS