Трагические для нашей литературы события 1921 года, смерть Александра Блока и расстрел Николая Гумилёва, воспринимались как слом эпох и венец важного периода русской культуры – Серебряного века. Этот год отмечен двумя датами – 135 лет со дня рождения Николая Гумилёва и 100 лет со дня его казни.
Увы, у великого поэта нет могилы, есть лишь предположительное место расстрела. Ни в Москве, ни в Петербурге нет ни памятника, ни музея. Но уже не один год от Фонтанного дома в Петербурге 26 августа, в предполагаемый день расстрела Гумилёва, отправляется автобус на Ржевский полигон. Вблизи его люди выходят и по тропинке идут в Ковалёвский лес, где, по ряду свидетельств, расстреляли поэта. Недавно вновь побывала там. Это, по сути, народный мемориал. На многих деревьях иконы, свечи, таблички с именами. Сколько людей погибло – никто до конца не знает, тысячи и тысячи. Петербургский «Мемориал поэта Н.С. Гумилёва» много сделал, чтобы хоть что-то узнать о нём.
Место расстрела определили по рисунку, сделанному первым биографом поэта Павлом Лукницким со слов Ахматовой. На одной из сосен теперь портрет поэта, рядом крест. Здесь и в этот раз отслужили панихиду. Внизу течёт река Лубья. Место тихое, красивое. У Гумилёва есть строки:
И умру я не на постели,
При нотариусе и враче,
А в какой-нибудь дикой щели,
Утонувшей в густом плюще...
Упаду, смертельно затоскую,
Прошлое увижу наяву,
Кровь ключом захлещет на сухую,
Пыльную и мятую траву...
Он предсказал время года – сухой и мятой трава бывает в конце лета. Вокруг Петербурга есть ещё несколько предполагаемых мест расстрела поэта, как минимум пять. Туда тоже приходят люди, читают стихи Гумилёва и свои, ему посвящённые.
Поэта реабилитировали лишь в 1991 году, книги не издавали 70 лет. Он как бы предчувствовал и это, он многое предвидел:
Созидающий башню сорвётся,
Будет страшен стремительный лёт,
И на дне мирового колодца
Он безумье своё проклянёт.
Разрушающий будет раздавлен,
Опрокинут обломками плит,
И, Всевидящим Богом оставлен,
Он о муке своей возопит...
После расстрела 35-летнего поэта по обвинению в участии в так называемом Таганцевском заговоре, сфабрикованном ЧК, выросло несколько поколений, не знакомых с его стихами. Ида Наппельбаум, ученица Гумилёва, получила 10 лет лагерей лишь за хранение его фотографии.
Сейчас интерес к Гумилёву растёт. Но поэт заслуживает большего. В Петербурге есть два музея Анны Ахматовой, есть мемориальная квартира учёного Льва Николаевича Гумилёва, сына поэтов. А сам он, творец, воин, дважды георгиевский кавалер, путешественник, будто бы бездомный и беспризорный. Нет ни одного фильма о его жизни. Тут и выдумывать не надо – просто снять, какой она была. Выйдет захватывающий сериал с приключениями и путешествиями, войной, дуэлью, интригующей любовной линией, поэтическими баталиями, трагической гибелью.
Пока всё держится на подвижниках. Наше Гумилёвское общество создано 10 лет назад. За это время созданы две группы в «Фейсбуке» и «ВКонтакте», которые объединяют тысячи подписчиков, в Москве в ЦДЛ ежегодно проводим Гумилёвские вечера ко дню его рождения, и всегда аншлаг.
В конце минувшего августа провели пятнадцатый по счёту Гумилёвский фестиваль на Бежецкой земле. Там сохранился дом семьи Гумилёвых, где она проживала с 1917 года, когда была вынуждена покинуть родовую усадьбу в Слепнёво. Дом имеет такое же значение для русской культуры, как Шахматово Блока, Комарово Ахматовой, Константиново Есенина. Когда-то идея создать в доме музей казалась невыполнимой. Но в прошлом году узнали, что хозяева квартир в гумилёвском доме их продают. Наше общество и директор Фонда развития малых исторических городов Юрий Щегольков начали сбор средств на выкуп этих квартир, год собирали деньги и выкупили их.
И вот центр «Дом Гумилёвых» распахнул двери. Начал с выставки московских художников «Мастерская 18» с их проектом «Художники – Гумилёву». Перед открытием мы с Юрием Щегольковым установили старинные часы, и заработала машина времени: все почувствовали дух удивительного дома. По этой лестнице ходил сам Гумилёв, здесь играл маленький Лёва в солдатики, вон там сидела Анна Андреевна...
А вот создание памятника и полноценного музея Гумилёва могло бы упрочить память о нём. Самое подходящее место для музея – Санкт-Петербург. Программе создания музейного комплекса Николая Гумилёва нужно придать государственный статус, проект требует федерального финансирования, не обойтись без поддержки Министерства культуры России.
Различные организации, писатели и поэты целых двадцать лет обращались к властям Петербурга с предложениями установить памятник Гумилёву. В ответ получали отписки. С той же просьбой в декабре 2020 года от имени Гумилёвского общества и почитателей Гумилёва я обратилась в ходе «прямой линии» к Президенту РФ В.В. Путину. Недавно узнала, что Комитет по градостроительству и архитектуре и администрация Кронштадтского района Санкт-Петербурга по поручению губернатора Александра Беглова занялись этим вопросом. Гумилёв включён в перечень выдающихся личностей, жизнь и деятельность которых связаны с Петербургом, а память ещё не увековечена в полной мере. Это позволяет выполнить проект и монтаж памятника за счёт бюджетных средств города, до конца года должен пройти конкурс на лучший эскизный проект. Долгожданная и хорошая новость! Особенно если будет достигнут результат. Однако даже такие добрые сдвиги не снимают задачу учреждения государственной гумилёвской программы.
Ольга Медведко, председатель Гумилёвского общества, культуролог, член Союза писателей России