Бетховенфест-2016 играет на опережение и уже даёт свой отклик на грядущий грозный и неоднозначный юбилей 1917 года.
В этом году осень в Германии побила все рекорды жары. С середины сентября, в дни проведения Бетховенского фестиваля (Beethovenfest) в Бонне столбик термометра временами переходил отметку +31°С. Не менее жарким выдался и сам фестиваль, основной темой которого стали «Революции». Бетховенфест-2016 играет на опережение и уже даёт свой отклик на грядущий грозный и неоднозначный юбилей 1917 года. Но далеко не только русская революция нашла отражение в программе старейшего в Европе музыкального фестиваля. Революционность во всех проявлениях (и в первую очередь в музыке) – вот нынешний лейтмотив месячного музыкального марафона, органично соединяющего исполнение классики и произведений ХХ века.
«Мы не героизируем революцию как таковую. Но революция музыкальная, отражая политические события, оказалась поистине подрывной. Перекрестью этих отношений и посвящён Бетховенфест-2016», – пояснила глава Бетховенского фестиваля Ника Вагнер.
Да-да! Глава Бетховенского фестиваля носит фамилию Вагнер, являясь одновременно наследницей двух великих имён: она правнучка Рихарда Вагнера и праправнучка Ференца Листа, который, кстати, был организатором самого первого Бетховенфеста в 1845 году. Приняв в 2014 году руководство фестивалем, Ника Вагнер в своём лице, можно сказать, соединила основные музыкальные «бренды» Германии. Эта 70-летняя хрупкая женщина выдерживает постоянный напряжённейший график работы, выступает организатором многих культурных мероприятий, пишет книги и статьи, посвящённые проблемам искусства. Знакомства с ней добиваются ведущие музыканты и журналисты со всего мира, и при этом для каждого у неё найдётся хотя бы одно ободряющее слово. Она – человек редкого обаяния. С первой же минуты общения Ника Вагнер заставляет буквально влюбиться в себя. Этим она очень похожа (и внешностью, кстати, тоже) на своего гениального прапрадеда Листа, известного своим альтруизмом и добротой.
Ника Вагнер сумела придать Бетховенскому фестивалю второе дыхание, подняв интерес к мероприятию и привлекая большое количество новых имён исполнителей и композиторов – от самых юных до самых маститых. О юных разговор особый. Наследники Вагнера и Листа не жалеют сил на воспитание молодого поколения меломанов. В Байройте глава Вагнеровского фестиваля Катарина Вагнер создала и успешно реализовывает детский оперный проект «Вагнер для детей», ставя вместе с начинающими свою карьеру режиссёрами (часто ещё только обучающимися профессии) бережно адаптированные для юной аудитории музыкальные драмы своего великого предка. В Бонне же существует, в свою очередь, нерушимая традиция: обязательное выступление в рамках Бетховенфеста Федерального молодёжного оркестра (Bundesjugendorchestr).
Это по-настоящему молодёжный коллектив: стать его членом можно, достигнув 13 лет, но в 20 лет – обязательный уход «на пенсию». Таким образом, средний возраст музыкантов – 15–19 лет! Становление. Юношеский максимализм. А кто лучше молодых сможет передать накал революционных бурь?
Да не каких-нибудь, а… мексиканских! 2016 год объявлен Годом немецко-мексиканской культуры; «молодёжную грань» на фестивале как раз и демонстрировали музыкальные таланты из Мексики в сопровождении Федерального молодёжного оркестра. В программе совместного проекта Бетховенского фестиваля и Deutsche Welle – «Кампус-концерта» (Campus- Konzert) – произведения мексиканских композиторов ХХ века Артуро Маркеса, Энрико Капелы, Карлоса Чавеса: «музыкальные портреты» мексиканской революции 1910–1917 годов. Оркестровая «Легенда Милиано (Эмилиано)» Маркеса посвящена её лидеру Эмилиано Сапате, убитому в 1919 году. Слушателям из России очень трудно было избавиться от буквально напрашивающейся ассоциации с музыкой Бориса Мокроусова к кинофильму «Неуловимые мстители». Тот же образ стремительной погони под стук конских копыт; тот же молодой задор и наивная и безоговорочная вера в торжество, в победу справедливой борьбы…
Отдельного внимания заслуживает оригинальное произведение Капелы «Циммерграмм» (Zimmergramm) для гитары, тенора, баритона, баса, хора и оркестра. В основу либретто положен исторический факт – события вокруг так называемой телеграммы Циммермана. В начале 1917 года министр иностранных дел Германии Артур Циммерман с целью привлечения Мексики на сторону Германии во время Первой мировой войны сообщил послу в Вашингтоне о том, что Германия планирует начать тотальную подводную войну против Антанты. Если бы при этом Мексика выступила против США, то в случае победы Германия вернула бы ей территории, аннексированные Штатами, – Техас, Нью-Мексико и Аризону. Эта секретная телеграмма была перехвачена британцами и передана в США, что и было использовано президентом США Томасом Вудро Вильсоном для объявления войны Германии.
Средствами только лишь музыкального языка композитор сумел остроумно передать содержание этого настоящего «шпионского детектива», заканчивающегося словами «Да здравствует Мексика! Да здравствует революция!». Характерно, что в своём вступительном слове перед началом концерта Ника Вагнер констатировала, что в современной ситуации, если американский президент не перестанет возводить новую стену между европейцами и мексиканцами, то «новая мексиканская революция уже не за горами».
«Мексиканскими страстями» весь вечер дирижировала – управляла! – Алондра де ла Парра. В мировой касте дирижёров-женщин, даже в наш век эмансипации, очень мало. Тем интереснее, «революционнее», что Алондре всего 36 лет, но она уже сумела ярко заявить о себе как о дирижёре, можно сказать, в мировом масштабе. Ученица Курта Мазура, де ла Парра ныне сотрудничает с крупнейшими оркестрами Европы, включая Российский национальный оркестр. В 2017 году она собирается возглавить Квинслендский оркестр. Отличительная черта её дирижёрской техники – харизматичная эмоциональность. Во время концерта временами казалось, что эта миниатюрная женщина буквально взлетит над сценой. Или нет! Что она не дирижирует, а танцует у пульта страстный мексиканский танец. Даже исполненная «Кампусом» увертюра Бетховена «Леонора № 3» была далека от привычного классического прочтения. «Леонора» под соусом чили» – пошутил присутствующий на концерте заместитель программного директора радио «Орфей» по трансляционно-концертной деятельности Роман Берченко.
Академический снобизм, присущий ряду знатоков классической музыки, был безоговорочно побеждён открытостью, искренностью, даже можно сказать, детской непосредственностью музыкантов Федерального молодёжного оркестра во главе с Алондрой де ла Парра. Апофеозом вечера стали жаркие (опять жаркие!) объятия прямо на сцене и оркестрантов, и солистов под нескончаемые овации публики.
Раз Бетховенский фестиваль «взял курс» на революции, без музыкантов из России никак нельзя было обойтись. Ещё перед началом фестиваля Ника Вагнер обещала, что «Бетховенфест-2016 будет иметь ярко выраженный русский акцент». И здесь, безусловно, задавали тон уральцы – артисты Уральского симфонического хора и Уральского филармонического оркестра из Екатеринбурга. В отличие от юной мексиканки Алондры, ими руководил настоящий аксакал – умудрённый опытом Дмитрий Лисс. Девиз концерта: «Революция и современность». В программе: фрагменты музыки балета «Творения Прометея» Бетховена, «Прометей» («Поэма огня») Скрябина и «Кантата к 20-летию Октября» Прокофьева.
Эта программа была уже апробирована на открытии филармонического сезона в Екатеринбурге и имела большой успех. Теперь уже немецкой публике пришлось на себе испытать не только масштаб и мистериальность скрябинской «стихии огня» (партию фортепиано в «Прометее» блестяще исполнил Андрей Коробейников), но и в буквальном смысле слова быть оглушённой прокофьевским «шумом революции»: треском канонады, неожиданно вклинивающейся в музыкальное полотно речью оратора, усиленной микрофоном-репродуктором, наконец, мощью единого слаженного «грохота» духовой группы, от которого закладывало уши и мурашки бежали по телу от какого-то суеверного ужаса.
Итак, Бетховенский фестиваль «набирает обороты». Вплоть до 9 октября Бонн, родной город великого Бетховена, будет буквально жить музыкой. Традиция и современность, национальное и интернациональное, искусство элитарное и массовое – всё находит своего слушателя на этом, пожалуй, одном из самых демократичных музыкальном фестивале Европы. И хочется обобщить рассказ о Бетховенфесте-2016 словами его руководителя и идейного вдохновителя Ники Вагнер: «Бетховен – это человек и музыкант, который на протяжении всей жизни абсолютно ничем себя не запятнал. Это делает его идеальным послом немецкой культуры во всём мире».
Мария ЗАЛЕССКАЯ, БОНН – МОСКВА