Беседу вёл Григорий Саркисов
В Израиле День Победы отмечают 9 мая, как и в России. Но есть в этой стране ещё и День 26 Ияра (по иудейскому календарю это соответствует 9 мая), или День Спасения и Освобождения, – своеобразное иудейское религиозное продолжение Дня Победы, когда евреи всего мира отмечают спасение своего народа от гибели и выражают благодарность воинам Красной армии и союзникам СССР по антигитлеровской коалиции, которым возносится особая молитва. В этом году торжества, посвящённые Дню Спасения и Освобождения, пройдут с особым размахом: в 2025 году отмечается сразу два юбилея – 80-летие Победы над нацистской Германией и 80-летие со дня освобождения Красной армией узников нацистского лагеря смерти Освенцим. Праздник будут отмечать в 85 городах России, в 14 городах Израиля, в еврейских общинах Белоруссии, Азербайджана, Австралии, Австрии, Аргентины, Венгрии, Германии, Китая, Молдовы, Польши, Румынии, США, Туниса, Швеции и Франции. О значении этого праздника мы говорили с его инициатором, президентом Международного благотворительного фонда горских евреев СТМЭГИ Германом Захарьяевым.
– Праздник День Спасения и Освобождения отмечают уже второй десяток лет. Изменилось ли значение этого праздника сейчас, когда в мире произошло немало кардинальных изменений?
– Социально-политический контекст, разумеется, не может не влиять на оценку таких праздников, как День Победы и 26 Ияра. День Победы в 90 е годы акцентировал роль, которую сыграла Россия в её общем с Европой историческом прошлом. В начале нулевых таким образом преодолевалось навязываемое нам противопоставление советского и постсоветского, подчёркивались исторически завоеванные права России как сверхдержавы, которые наша страна возвращает себе сегодня. И День Победы 9 мая, и праздник 26 Ияра указывают на роль, которую сыграла Россия в судьбе капитулировавшей перед фашизмом Европы, и это особенно актуально сейчас, когда утрачивающая свои традиционные ценности Европа стремится преуменьшить вклад СССР в победу над гитлеровской Германией. Праздник 26 Ияра пережил такую же эволюцию, с той лишь разницей, что целевая аудитория этого праздника – израильтяне и еврейские общины диаспоры. К чести еврейского и израильского сообществ, после начала СВО еврейские общины Запада и в Израиле, даже на фоне активной антироссийской кампании, не предпринимали серьёзных попыток дезавуировать эту дату, объявить празднующих её кремлёвскими марионетками. Память о холокосте и о подвиге советского солдата сохраняет свой сакральный статус в коллективной идентичности еврейского народа, это наша общая молитва без границ.
– Мы всё чаще наблюдаем на Западе попытки обелить нацизм, оправдать нацистскую идеологию. С чем связана такая «мода» на реабилитацию нацизма?
– Уверен, западные политики, даже самого ультраправого толка, понимают, что попытки оправдания нацизма и поиски «рационального зерна» в идеологии Третьего рейха пагубны для них самих и никак не способствуют росту популярности их партий. Сейчас гораздо большую опасность представляют ультралевые, ссылающиеся на постмодернистский дискурс, отрицающий так называемые большие нарративы. Именно их моральный релятивизм оказался удобной почвой, на которой может взрасти человеконенавистническая идеология новой формации.