Беседу вёл Григорий Саркисов
В Израиле День Победы отмечают 9 мая, как и в России. Но есть в этой стране ещё и День 26 Ияра (по иудейскому календарю это соответствует 9 мая), или День Спасения и Освобождения, – своеобразное иудейское религиозное продолжение Дня Победы, когда евреи всего мира отмечают спасение своего народа от гибели и выражают благодарность воинам Красной армии и союзникам СССР по антигитлеровской коалиции, которым возносится особая молитва. В этом году торжества, посвящённые Дню Спасения и Освобождения, пройдут с особым размахом: в 2025 году отмечается сразу два юбилея – 80-летие Победы над нацистской Германией и 80-летие со дня освобождения Красной армией узников нацистского лагеря смерти Освенцим. Праздник будут отмечать в 85 городах России, в 14 городах Израиля, в еврейских общинах Белоруссии, Азербайджана, Австралии, Австрии, Аргентины, Венгрии, Германии, Китая, Молдовы, Польши, Румынии, США, Туниса, Швеции и Франции. О значении этого праздника мы говорили с его инициатором, президентом Международного благотворительного фонда горских евреев СТМЭГИ Германом Захарьяевым.
– Праздник День Спасения и Освобождения отмечают уже второй десяток лет. Изменилось ли значение этого праздника сейчас, когда в мире произошло немало кардинальных изменений?
– Социально-политический контекст, разумеется, не может не влиять на оценку таких праздников, как День Победы и 26 Ияра. День Победы в 90-е годы акцентировал роль, которую сыграла Россия в её общем с Европой историческом прошлом. В начале нулевых таким образом преодолевалось навязываемое нам противопоставление советского и постсоветского, подчеркивались исторически завоеванные права России как сверхдержавы, которые наша страна возвращает себе сегодня. И День Победы 9 мая, и праздник 26 Ияра указывают на роль, которую сыграла Россия в судьбе капитулировавшей перед фашизмом Европы, и это особенно актуально сейчас, когда утрачивающая свои традиционные ценности Европа стремится преуменьшить вклад СССР в Победу над гитлеровской Германией. Праздник 26 Ияра пережил такую же эволюцию, с той лишь разницей, что целевая аудитория этого праздника – израильтяне и еврейские общины диаспоры. К чести еврейского и израильского сообществ, после начала СВО еврейские общины Запада и в Израиле, даже на фоне активной антироссийской кампании, не предпринимали серьёзных попыток дезавуировать эту дату, объявить празднующих её «кремлёвскими марионетками». Память о холокосте и о подвиге советского солдата сохраняет свой сакральный статус в коллективной идентичности еврейского народа, это наша общая молитва без границ.
– Не секрет, что в связи с военными действиями Израиля в секторе Газа во многих странах усилились антисемитские настроения. Ощущают ли это евреи в России?
– В Западной Европе и особенно в США антисемитские настроения чаще всего маскируются под антисионизм. Трагические события 7 октября 2023 года, когда ХАМАС атаковал Израиль, и ответная операция ЦАХАЛ в секторе Газа действительно стали поводом для всплеска антисемитских настроений. Студенты-евреи подвергаются преследованиям, а необоснованные нападки на Израиль, как и угрозы в адрес еврейских общин, увы, становятся нормой. Это, безусловно, представляет собой серьёзную опасность для еврейского населения стран Запада. В России же принципиально иная ситуация. Да, антисемитские предубеждения встречаются и у нас, но, в отличие от Запада, российские власти жёстко на это реагируют, – достаточно вспомнить реакцию на известные события в аэропорту Махачкалы.
– Мы всё чаще наблюдаем на Западе попытки обелить нацизм, оправдать нацистскую идеологию. С чем связана такая «мода» на реабилитацию нацизма?
– Уверен, западные политики, даже самого ультраправого толка, понимают, что попытки оправдания нацизма и поиски «рационального зерна» в идеологии Третьего рейха пагубны для них самих и никак не способствуют росту популярности их партий. Сравните, например, позицию недавно умершего Жан-Мари Ле Пена, оправдывавшего нацизм и сомневавшегося в историчности холокоста, – и его дочь Марин, которая, возглавив по наследству его партию, решительно отмежевалась и от оправдания фашизма, и от антисемитизма. Сейчас гораздо большую опасность представляют ультралевые, ссылающиеся на постмодернистский дискурс, отрицающий так называемые большие нарративы. Именно их моральный релятивизм оказался удобной почвой, на которой может взрасти человеконенавистническая идеология новой формации.
– Вернемся к Дню 26 Ияра. Когда у вас впервые возникла мысль о том, что нужна отдельная иудейская праздничная дата? Ведь иудейский календарь достаточно консервативен, и там уже был, например, Пурим – тоже праздник Спасения…
– Еврейский праздник Пурим отмечается в память о спасении евреев Древней Персии в VI веке до нашей эры. На протяжении истории, когда какие-то еврейские общины или даже отдельные семьи сталкивались со смертельной угрозой, а потом избавлялись от неё, они часто вводили обычай праздновать это счастливое событие как так называемый малый пурим. У меня давно возникла идея, что такое грандиозное событие в истории нашего народа, как избавление от нацистского геноцида, заслуживает своего полноценного праздника. Как только появилась возможность, я начал воплощать эту идею в жизнь, получил поддержку религиозных деятелей и политиков, и День Спасения и Освобождения занял достойное место в иудейском религиозном календаре.