Протоиерей , главный редактор журнала «Шестое чувство», писатель
Работа священника с фанатами и профессионалами от рока, на мой взгляд, выглядит крайне проблематично. Рок и христианство базируются на несовместимых принципах. Грохот, бешеный ритм и дикие децибелы находятся в состоянии антагонизма с тишиной и сосредоточенностью христианской молитвы. Как сказано в Третьей книге Царств, «Господь – не в землетрясении и не в огне, а в веянии тихого ветра» (3 Цар., 19, 11–12).
Нерв, сердцевина, смысл и содержание рока – деструктивный ритм шамано-африканского образца. Именно этот особый ритм порождает в моторике и психике адепта сексуально-агрессивную волну, где до сатанизма – только один шаг. Походите на дискотеки, послушайте тот же «Пинк Флойд» – это вселенская тоска, камень на груди, беспросветный духовный мрак и невыносимая душевная тяжесть. Скажете, рок – протест? Да. Но против чего? Изначально – против «ханжеской морали» христианства. Рок в Европе начинался именно с этого заказного протеста и потом последовательно раскрыл свои растленные сатанинские глубины. Взгляните на наркотические бесполо-глумливые лица заядлых рокеров – и вам станет всё ясно. Какое тут христианство?..
Уверенность отца Сергия Рыбко (в прошлом – рокера) в том, что он, рок, сам по себе не так уж плох и что он, батюшка, создавая «христианский рок», делает благое дело, связано только с одним: мы, христиане России, от пятидесятилетнего возраста и ниже, стали священниками в отрыве от христианской традиции, которая безжалостно уничтожалась в нашем обществе более ста лет. Этот страшный разрыв и предопределил нынешние настроения отдельных «продвинутых» священнослужителей (байкеристов, самбистов, рокеристов и т.д.), которые, не имея духовного опыта предшествующих поколений (а только опыт своей прежней профессии), начинают ответственнейшее служение в сане практически с духовного нуля.
Получив богословское образование лишь в теории, без всякой серьёзной практики молитвенного делания, они «с лёгкостью необыкновенной» пересматривают вековечные принципы христианства и волюнтаристски перечёркивают их «ради спасения погибающих». А в результате – никого такие «миссионеры» не спасают, но, опуская святую веру до уровня всеядной толпы, профанируют её.
Даже в католическом и протестантском мире, который несколько десятилетий шёл по пути «приближения христианства к миру» (в то время как православие поднимает мир до себя) и при этом катастрофически уменьшался в численности, сейчас приходят к выводу о том, что заигрывания христиан с радикальной молодёжью так и не привело их ни к чему путному. Не один и не два миссионера, встав на такой путь опрощения, в конце концов сами убыли из христианства насовсем: кто – к крутым байкерам, кто – к безбашенным рокерам. Однако многие из «зависших» между небом и землёй евангелизаторов, равно как и их паства, ищут сегодня выход именно в строгой ясности традиционного православия..
Полагаю, что именно такой путь и следует предлагать нашей молодёжи. Но для этого миссионеру нужно быть не «половинчатым», не «нашим и вашим», не «мастером бесконечных компромиссов», а личностью во Христе, цельным верующим человеком, каждое слово которого, пусть и самое простое, – на вес золота и воспринимается людьми как руководство к действию. И пока этого не будет, мы, христиане, продолжим сдавать позиции и сливаться с миром, оправдываясь и приближая своей личной равнодушной всеядностью эпоху глобализма с его микрочипами, эклектикой и новой универсальной идеологией, которая освятит грех и объявит его нормой.