Станислав Минаков. Веселыми ногами. Книга духовных путешествий. XXI век. – М. – СПб.: Т8 Издательские технологии / Пальмира, 2023. – 479 с.
Сегодня, в трагическую эпоху, в дни гонения русского православия на Украине, в свет вышла книга, рассказывающая об интенсивной духовной жизни мирян канонической церкви в начале нынешнего века.
Оказывается, есть место жанру проскинитария и в наши дни. В увесистый том «Веселыми ногами. Книга духовных путешествий. XXI век» Станислав Минаков (член Союза писателей России и Русского ПЕНа, лауреат международных и всероссийских литературных и журналистских премий, автор-составитель энциклопедии «Храмы России» и альбомов «Храмы великой России» и «Святыни великой России») собрал свои записки о паломничестве по святым местам православия (Оптина Пустынь, Дивеево, Владимирщина, Валаам, Псков, Крым, Почаев, Киев, Белгородчина, или Святое Белогорье, Харьковщина), а также очерки о нескольких больших крестных ходах.
Непрост путь души к Богу у нас, выросших в советской стране, в семьях коммунистов, у прошедших через пионерское детство и комсомольскую юность. Но как трава порой прорастает даже сквозь асфальт, по которому несколько раз проходила стальная пята многотонного катка, так и вера находит себе тропы в сердцах, взыскующих её. Духовная ситуация, в которой мы оказались, может характеризоваться как новое начало. «Народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет» (Мф. 4, 16).
Автор книги признаётся: «Иногда я думаю, что немалая цена, которую мы все сегодня платим за духовную свободу, и невзгоды, что выпали на долю нашего народа в постсоветскую эпоху, в конце концов, при всём их трагизме, всё-таки оправданны обретением многими из нас подлинной опоры – веры. И более того, именно в том и явлена милость Божия, что сегодня нам дарована такая возможность – приближения в вере ко Господу. А ведь, страшно сказать, в каком духовном мраке мы все пребывали, и пребывали бы далее, и так и ушли бы с земли, как многие до нас и при нас, – словно с непроницаемыми для Света повязками на глазах, и паче того, на душах! Но – «Свет во тьме светит, и тьма не объяла Его».
«Припадание к святым местам желанно, нужно, важно, – считает С. Минаков. – Ибо именно эти, а не иные, места – святы. Именно они могут помочь включиться, дадут недостающей силы, окажут требуемую помощь, поскольку вне этой благодатной силы человек, кем бы он ни был, слаб и немощен».
Автор адресует свои записки тем, кто восприимчив к чужому опыту, тем, кому дорого и свято русское православие, для кого слова «Святая Русь» не являются пустым звуком, кто ищет путь к свету и спасению. Автор сполна делится радостью, что была дарована ему в этих путешествиях.
Богомолье, или паломничество, как говорят старые справочники, – это хождение на поклонение православным святыням сверх привычно посещаемых святых мест. Обычай был широко распространён среди всех слоёв русского общества, но особенно среди крестьянства. Путешествие к святыням всегда считалось у русских людей делом богоугодным. По возвращении рассказы богомольцев, в свою очередь, становились достоянием всей общины, служа одним из каналов информации о внешнем мире, средством духовного воспитания.
Автор книги «Веселыми ногами…» тоже совершил ряд духовных путешествий по святым местам русского православия. В первых двух разделах книги представлены записки о двух достаточно пространных, своеобразных многотысячекилометровых путешествиях, осуществлённых группой харьковских паломников в 2003 году: пасхальное по Оптиной, Владимирщине и Дивееву, а также августовское – по Курской Коренной Пустыни, пушкинскому Святогорью, Пскову, Санкт-Петербургу, Валааму.
Название книге дал одноимённый дневниковый очерк, коему отведён весь первый раздел. Духовно-поэтичное выражение «веселыми ногами» взято автором тома из тропаря пятой песни пасхального канона св. Иоанна Дамаскина: «Безмерное Твое благоутробие, адовыми узами содержимии зряще, к свету идяху, Христе, веселыми ногами, Пасху хваляще вечную…»
Красноречивы названия очерков, связанных с нашими общими святынями русского православия и охватывающими общерусскую географию: «Из красного в красное. Хожение на Кизилташ», «Близ Даневки, на Черниговщине», «Святого Феодосия дуги светозарныя», «Стопы Цельбоносной Почаевский свет…», «О чём поёт Киселева балка. Пасха в лесном храме на Луганщине», «В Выбутах у княгини Ольги», «У Иоанна Предтечи на псковском Завеличье», «Дорога к Мирожскому Преображению» и др.
Как уроженец Харькова, чья биография неразрывно связана с ним и Белгородом, Минаков всей своей судьбой и творчеством словно старается соединить и удержать вместе два русских города-соседа, недоброй волей в новейшие времена разведённых. Православным Харьковщине и Белгородчине автор отвёл достойное место в новой книге. Здесь читатель найдёт и белгородские очерки путешествий и крестоходных движений последних лет по Святому Белогорью – «Дивны Холки в Диком Поле», «На столетие прославления святителя Иоасафа Белгородского», «Тёплая Зимовенька на Пасху Христову», «В Устинку с Николой Ратным», «Белгородское Крестовоздвижение», «На Крещение Господне в селе Шопино», и харьковские – «Как Богородица «Песчанская» из Харькова в Белгород ходила», «Сентябрьские звёзды Богородицы Озерянской», «Свеча Господня в Натальевке», «Три святителя на Заиковке», «Рождественская ночь в Борках» и другие.
Дивен жанр проскинитария – путешествия не только и не столько географического, но и духовного, внутреннего. В очерковых путевых записках, словно нанизанных на определённое время-пространство, действуют не вымышленные персонажи, влекомые волей сочинителя, но реальные люди, чьи жизни раскрываются сообразно замыслу провидения.
Минаков невольно становится в ряд русских проскинитарщиков. Он даёт по ходу паломничеств и духовные рассуждения. Потому и завершим рассказ о книге «Веселыми ногами…» цитатой из очерка «О, авва Валаам!», многое в этой книге проясняющей: «Здесь, на тёмной лесной дороге, что вела нас от стоянки у бывшей часовни Косьмы и Дамиана, когда, несмотря на полную луну, небо чуть виднелось только над головой, в проёме у верхушек елей, словно посыпавшее этот самый проём звёздными россыпями, меня сполохом резанула мысль, сведшая воедино обе части знаменитого суждения Иммануила Канта, – о том, что только две вещи достойны удивления в этом мире: звёздное небо над головой и нравственный закон внутри нас. Наверное, мне следовало приехать за тысячи вёрст-километров на святой остров, чтобы, идучи в храм на утреннюю службу, понять, что и звёздное небо, и нравственный закон есть одно, неразрывное, нерасчленимое. Понять, что нравственный закон внутри нас и есть проекция-отображение звёздного неба в наших душах, послание о Красоте-Знании из далёких-предалёких глубин мира, что любовью мы должны соединить в себе оба в одно, и только в таком синтезе, цельном единстве – залог частного и общего спасения, достижения вселенской гармонии, имя которой – Бог. И как все мы несовершенны, неумелы, ничтожны и далеки от восприятия этого послания и внутреннего движения навстречу ему!»