Сегодня, к сожалению, имя этого замечательного прозаика известно далеко не всем. Важную миссию сохранения и популяризации творческого наследия писателя взяло на себя издательство «Вече», другом и постоянным автором которого Владимир Карпов оставался на протяжении многих лет. Мы побеседовали с генеральным директором издательства Леонидом Палько и его главным редактором Сергеем Дмитриевым.
– Судьба прозаика во многом сходна с судьбами других писателей фронтового поколения: воевал, публиковаться начал в 1945‑м, впоследствии окончил Литинститут, работал в литературных журналах, в том числе возглавлял «Новый мир», создал множество прекрасных книг, в которых описал свой опыт военных лет… И тем не менее есть ощущение, что Владимир Карпов остался несколько в тени своих легендарных коллег по перу. Почему?
Л. П.: Да, такое ощущение оправданно. Несмотря на популярность многих книг Карпова, его проза, во многом автобиографическая по своему содержанию и часто носившая историко-документальный характер, была более трудна для восприятия самого широкого читателя, чем произведения военных писателей первого ряда. Здесь сыграла свою роль и твёрдая патриотическая позиция писателя, в частности оценка им фигуры Верховного главнокомандующего Сталина, не совпадавшая с либеральными установками, царившими в общественном сознании в 80–90-е годы прошлого и в первое десятилетие нынешнего века, а также высокий пост первого секретаря Союза писателей СССР, который не мог не осложнять восприятие читателями произведений Карпова. В издательстве «Вече» всё это прекрасно было понятно и видно, ведь мы начали издавать Владимира Васильевича ещё в 1994 г. и за все годы выпустили в свет более 15 его книг, причём некоторые из них переиздавались по несколько раз с изменениями, уточнениями и дополнениями. Можно сказать, что наряду, скажем, с Валентином Пикулем, Владимир Карпов на многие годы стал визитной карточкой издательства «Вече», мы с ним по-настоящему и надолго подружились.
Я помню, как он к нам постоянно приезжал в издательство, ещё в офис на Красной Сосне, как мы не раз бывали у него на квартире, принадлежавшей ранее Щёлокову, на 7-м этаже в том самом знаменитом доме на Кутузовском, где ниже писателя в таких же точно квартирах жили ранее генеральные секретари партии Брежнев и Андропов. Мы с Владимиром Васильевичем были тогда родственными душами, и многие его новые книги рождались в ту пору часто по предварительному согласованию с издательством.
– Владимир Карпов был из тех авторов, кто писал о «непарадной» войне со всей ужасающей честностью. Можете назвать его ключевые произведения, которые нужно прочесть современным молодым людям, чтобы лучше понять, через что прошли солдаты и офицеры Великой Отечественной?
С. Д.: Главной книгой в творчестве Владимира Васильевича Карпова, без сомнения, можно назвать «Взять живым», которая во многом является автобиографией писателя-разведчика. В ней правдиво и честно описан тяжкий труд «охотника за языками», который рисковал каждый день, уходя за линию фронта. Любопытно, что писатель несколько раз дописывал и дополнял эту книгу, даже меняя её название на «Судьба разведчика», «Гибель и воскрешение разведчика», в том числе откликаясь на просьбы об этом читателей. В 1982 году на Одесской киностудии режиссёром Вадимом Лысенко по этой книге был снят одноимённый трёхсерийный фильм.
Так получилось, что Владимир Васильевич создал целую галерею книг, посвящённых выдающимся полководцам Великой Отечественной войны, начав с романа «Полководец» о генерале армии И.Е. Петрове, одном из руководителей обороны Севастополя. Потом последовали книги-биографии «Генерал армии Хрулёв. Великий интендант», «Генерал Черняховский» и «Маршал Баграмян». Все они добавили в мозаику понимания правды о войне много новых ярких красок, так же как и книга Карпова о разгроме японских войск в 1945 г. «Гроза на Востоке».
Книги Владимира Карпова, выпущенные к его юбилею
– Два наиболее масштабных труда автора посвящены двум наиболее масштабным фигурам Великой Отечественной войны – «Генералиссимус» и «Маршал Жуков». Это уже не биографии и не историческая проза, но художественно-документальные исследования. Как вы оцениваете эти труды? И как к ним относился сам Владимир Карпов? Удалось ли ему выполнить поставленную перед собой задачу?
С. Д.: Эти две книги Карпов ценил как свои основные труды о войне и гордился тем, что ему удалось фактически стать при их написании исследователем-историком, использовавшим «целую гору» документов, в том числе на тот момент неизвестных и секретных, которые ему удалось раздобыть в архивах при помощи своих «высокопоставленных друзей». До сих пор некоторые из этих документов вызывают самые горячие споры – действительные они или нет. В книге «Генералиссимус» автор особое внимание уделил полководческому таланту Сталина, его деятельности в качестве Верховного главнокомандующего. И сделал это масштабно и объективно! Не случайно именно эта книга остаётся книгой-рекордсменом по переизданиям среди творений писателя.
Не менее значительным трудом Карпова, долгие годы занимавшегося сбором и анализом уникальных материалов, является монументальное и величественное полотно, в центре которого – Георгий Константинович Жуков. Автор исследует не только полководческий талант маршала, его взаимоотношения со Сталиным как Верховным главнокомандующим и другими руководителями государства и армии, без умолчаний он рассказывает также о мучительных годах Жукова, когда его подвергли опале. Жукова боялись и не любили Сталин, Хрущёв, Брежнев, многие из тех, кого он считал товарищами по оружию. Трагедия Жукова – это трагедия страны, сломавшей фашизм, но не победившей древнейшее из зол – зависть, страх. Величие Жукова не меркнет, опала не перечеркнула его славу, не отняла у него народную любовь.
– А писал ли Владимир Карпов о своей послевоенной службе?
Л. П.: В том и уникальность Карпова, что он был одним из немногих писателей-фронтовиков, которым выпало служить в армии ещё долгие годы после войны и эту теперь уже мирную, но тревожную, наполненную боевой учёбой службу отразить в своих романах, повестях и рассказах, таких как «Вечный бой», «Командиры седеют рано», «Дальше Кушки не пошлют»… И эти произведения играли свою роль в деле популяризации армии в читательских кругах.
– Оставил ли писатель свои воспоминания и чем они могут быть интересны современному читателю?
С. Д.: Последней книгой, которую «Вече» выпустило при жизни В.В. Карпова, как раз и стала огромная (почти 800 стр.) по объёму и по насыщенности материалами книга воспоминаний писателя «Большая жизнь», в которой он с привлечением дневников и множества документов описал основные вехи своей биографии от раннего детства и военной поры до 1995 г. Не будем забывать, что Владимир Васильевич вёл активную общественную деятельность, и названия глав из этой книги говорят сами за себя: «Работа в «Октябре», в «Новом мире» и на телевидении», «Работа в секретариате Союза писателей СССР», «Главный редактор «Нового мира», «Депутат Верховного Совета СССР», «Первый секретарь Союза писателей СССР». В книге автор раскрывает и некоторые детали своих связей с такой закрытой организацией, как ГРУ: оказывается, даже находясь на писательском поприще, Карпов продолжал исполнять некоторые «деликатные поручения» своей альма-матер – военной разведки.
В годы перестройки Карпов был депутатом Верховного Совета СССР и членом ЦК КПСС, одно время он сблизился с М.С. Горбачёвым, но впоследствии полностью отошёл от него, считая его предателем, нанёсшим огромный вред нашей стране. В воспоминаниях эта метаморфоза показана очень ярко и колоритно, с множеством деталей и неизвестных историй. Взять хотя бы участие Карпова вместе с М.С. Горбачёвым и А.Н. Яковлевым в тайной встрече с представителями самых влиятельных американских бизнесменов, фактическим «мировым правительством» в Нью-Йорке в декабре 1988 г., после которой, по словам писателя, коллективный Запад окончательно отвернулся от Горбачёва и сделал ставку на Б.Н. Ельцина и полный развал СССР. Надеюсь, что в ближайшее время удастся повторить издание этой удивительной книги, ставшей библиографической редкостью.
– А будет ли переиздано что-то из книг Владимира Карпова в юбилейный год?
Л. П.: Издательству «Вече» удалось к юбилею уже выпустить три самые главные книги Карпова: «Взять живым», «Генералиссимус» и «Маршал Жуков». Но читателей ждёт ещё один сюрприз: переиздание необычной и забытой книги писателя «Жили-были в Переделкино», посвящённой истории этого, можно сказать, уже легендарного места, в котором обитали и творили в разные годы выдающиеся советские писатели. В очень личных воспоминаниях Владимир Васильевич делится впечатлениями о своих встречах с такими знаменитыми «соседями», как М. Шагинян, Б. Пастернак, Л. Леонов, К. Паустовский, В. Астафьев, Е. Евтушенко, Б. Окуджава.
Надеемся, что 100-летний юбилей замечательного писателя вызовет новый всплеск интереса к его разностороннему творчеству и будет содействовать сохранению памяти о фронтовике, прожившем воистину «Большую жизнь».
Беседу вела
Анастасия Ермакова