Перелистывая наши публикации о фильмах и сериалах, вышедших в ковидном 2021 году, с грустью обнаруживаешь, что такого однозначного успеха, как, например, у «Домашнего ареста» в 2018-м, ни у кого и близко не было. Нет также тех ностальгических симпатий, какие в прошлом году привлёк сериал «Перевал Дятлова», после демонстрации которого выяснились причины трагедии. Но сейчас мы не о той бомбе*, которая испытывалась на Урале, а о той, кинематографической, что 24 декабря подложила под вашингтонскую ёлку кинокомпания Netflix. В середине года эта компания уже поразила весь мир антиглобалистскими и даже, как многие считают, антикапиталистическими корейскими «Кальмарами…», а в ночь под католическое Рождество начался массовый просмотр американского художественного фильма «Не смотри вверх» («Don’t Look Up»).
Режиссёр, продюсер и автор сценария – Адам Маккей. О нём мы писали в связи с лентой «Игра на понижение», где великолепные актёры Кристиан Бейл, Райан Гослинг, Бред Питт и другие воссоздавали картину банковского беспредела на Уолл-стрит, приведшего к знаменитому финансовому кризису 2008 года. А ещё Маккей снял «Власть», в которой была воссоздана «жизнь и судьба» бывшего вице-президента США Чейни (его прекрасно сыграл, для чего пришлось поправиться на тридцать килограммов, Кристиан Бейл, а президента Буша – Сэм Рокуэлл). Дик Чейни был связан с крупными компаниями, в чьих интересах руководство США и развязывало кровавые войны на Ближнем Востоке. Два мощных, почти документально разыгранных, резко критических залпа по финансовой и исполнительной ветвям власти США. По судебным и прочим коррумпированным сучкам той же власти били фильмы других режиссёров: «Опасная игра мисс Сноул», «Аферистка» и многие другие. Впрочем, о разоблачительной, «перестроечной» тенденции в американском кинематографе мы, восхищаясь талантом и смелостью кинематографистов США, не раз писали.
И вот «Не смотри вверх» – фильм по нашим временам с не очень большим бюджетом (всего 75 млн $), но с роскошным подбором исполнителей. То есть здесь заняты наиболее подходящие из тех актёров, что есть сегодня в мире, – лучшие из лучших.
Мерил Стрип создала блистательный сатирический шарж на президента США, Джона Хилл замечательно сыграл её идиота-сына в должности главы администрации Белого дома, в котором угадывается толпа прототипов из отпрысков президентов США, начиная с нынешнего.
В образах учёных, обнаруживших огромную комету, приближающуюся к Земле, – тоже артисты первого ряда. Красавица Дженнифер Лоуренс в роли аспирантки Кейт этим фильмом искупила свою вину перед нашим народом за участие в русофобской вампуке «Красный воробей», а её научного руководителя доктора Менди сыграл Леонардо Ди Каприо. Неожиданно, остро, очень современно.
Телеведущих популярной новостной программы американского ТВ играют Кейт Бланшетт и Тайлер Перри, они так весело и беспощадно изобличили мир дебилизаторов нации, что их персонажей (циничных в общем-то негодяев) в самом конце даже немного жалко.
В роли владельца могущественной компании, производящей гаджеты, – Марк Райленс, известный у нас по «Шпионскому мосту», где он сыграл советского разведчика. Здесь же это та самая загадочная теневая фигура – внешне отвратительная смесь Стива Джобса и Билла Гейтса – одна из немногих, что на самом деле рулит Соединёнными Штатами при любом президенте.
В эпизодах – супермодный Тимати Шаламе, который, впрочем, не очень убедительно смотрится в роли возлюбленного аспирантки, и самая популярная в мире юная поп-дива Ариана Гранде в роли кого-то типа себя, она же поёт главную песню ленты...
Собрать таких звёзд в фильме со столь скромным бюджетом вряд ли было возможно, скорее всего, многие снимались не столько за деньги, сколько за идею. Какую?
Апокалиптическую.
Леонардо Ди Каприо в роли доктора Менди и Дженнифер Лоуренс (аспирантка Кейт)
Фантастический в прямом и переносном смысле трагифарс начинается с открытия аспиранткой Кейт огромной кометы. Великолепную Дженнифер Лоуренс так нарядили и причесали под учёный синий чулок, что её поначалу не узнать. Так же трудно в нелепо бородатом, полнеющем учёном докторе Менди разглядеть всеобщего любимчика Леонардо Ди Каприо. Пока мы, глядя на экран, узнаём в героях суперзвёзд со славянскими корнями, их герои, изучая снимки из космоса, воспринимают страшную научную информацию: через полгода комета врежется в Землю. Погружённые в науку, глядящие не себе под ноги, а в небеса, не очень понимающие, чем живут высокопоставленные чиновники, с одной стороны, с другой – простые люди, верящие только телевизору, учёные рвутся сообщить страшно опасную информацию всем: в первую очередь, конечно, власть имущим, и сталкиваются с фантасмагорической реальностью сперва Белого дома, а потом американского ТВ.
И там и там, конечно, никому нет дела до правды, до какой-то кометы, которая летит к Земле. У всех, начиная с президента, есть дела поважнее, чем спасение человечества: пиар, новые назначения, выборы, деньги и ответ на вопрос: правда ли, что поп-звезда Рина переспала с любовницей своего парня. Мерил Стрип играет то ли Хиллари Клинтон, то ли Терезу Мэй, то ли всех политических дам сразу, но это такой злой шарж на президента США, какого себе не позволял даже покойный Лесли Нильсен: у великого американского комика президенты получались простодушными и очень недалёкими, а тут они злые и далеко не дураки.
Страшно не оттого, что власть цинична, а что цинична она беспредельно и уже очень давно. То, что солидный военный советник президента генерал (Пол Гилфойл) срубает две сотни баксов, передавая учёным дармовые для гостей в Белом доме чай и орешки, погружает Кейт в глубокое раздумье о вашингтонских нравах. Она полфильма не может прийти в себя: «Он же генерал с орденами. Зачем он с нас взял деньги за бесплатные орешки?»
А российский зритель недоумевает: такое разные «иностранные агенты» болтали про наших – «кремлёвские клептократы, кремлёвские клептократы», а вон оно как на самом деле, оказывается!
Эта же тема всплывает ближе к финалу после того, как у спасителей человечества, которых подсуетилась возглавить президент США, появилась идея вывести в космос шаттл с ядерными боеголовками, которые разнесут комету на безопасном удалении от Земли. И шаттл взлетел, и повёл его истый патриот, настоящий американский ковбой в исполнении Рона Перельмана, который смачно и с удовольствием произносит расистские и гомофобские тексты (тут создатели не упустили случая пнуть и последователей Трампа, и борцов с ним), но вдруг шаттл со всеми сопровождающими носителями боеголовок разворачивается назад.
Что случилось? А появилась идея «заработать на орешках», то есть на комете, которая состоит, поди ж ты, из драгоценных минералов – нашлись нобелевские лауреаты (заодно и над этой премией посмеялись), которые это выяснили, а потом научно доказали, что можно не уничтожать драгоценную комету, а разбить её на множество маленьких комет, и они безопасно упадут в Тихий океан рядом с Америкой, сказочно обогатив её. Точнее, её теневого руководителя, который убедил Белый дом, что всё это реально: нобелиаты зуб дают.
Слегка перефразируем фразу британского социалиста Томаса Даннинга, которую так любил повторять Маркс: «Нет такой гадости и глупости, на которую не пойдёт капитал ради трёхсотпроцентной прибыли». А тут прибыль баснословная и буквально падает с неба, но не погребёт ли она под собой правящих миром клептократов? Кейт и доктор Менди обращаются ко всем странам с призывом не вестись на посулы Белого дома, а уничтожить комету, и индо-китайско-русская ракета, которую запустили на Байконуре… Впрочем, не будем пересказывать сюжет, желающие могут увидеть фильм в Сети.
Отметим ещё раз актёрские работы. Если у Дженнифер Лоуренс – роль эмоциональной первооткрывательницы, бескомпромиссной Кассандры, которая не может молчать и режет правду-матку, то герой Ди Каприо – типичный ботаник, мямля, склонный к компромиссам, потому его и берут советником в Белый дом. Но благодаря этому мы видим, что там творится и как меняются люди, туда попадающие. Доктор Менди всё же не выдерживает тотальной лжи и восстаёт… Роль с религиозно-философским, трагическим подтекстом. Интересно, как в фильме, где нет практически ни одного верующего, возникает святочная тема. Тема христианских и семейных ценностей. К сожалению, правда, когда уже слишком поздно. И это, конечно, особенно грустно сейчас, когда мир так близок к самоуничтожению.
Можно было бы потирать руки: всё это у них, а не у нас; ах, как классно киношники изобличили этих пиндосов – сияющий град на холме заплесневел, прогнил и скоро рухнет. Нет, это у всех, в том числе и у нас.
Апокалипсис в переводе с греческого значит не конец света, как многие почему-то считают, а откровение. Предвижу, в какое оцепенение впадёт американская либеральная критика, да и наша, прозападная, увидев откровение Адама Маккея в исполнении Мерил Стрип, Леонардо Ди Каприо, Дженнифер Лоуренс и других. Что они скажут, когда очнутся?.. Но обсуждать это будем уже в новом году.
* О дятловцах. Убедительной версией гибели замечательных ребят-туристов является та, что недавно на радио «Говорит Москва» в передаче Леонида Володарского обнародовал аналитик, ветеран спецслужб Сергей Шестов. Причиной трагедии были подземные испытания, проводившиеся по другую сторону Урала. Именно в том месте, где заночевала группа уральских студентов (а они ввиду бурана сильно отклонились от маршрута), срезонировала подземная взрывная волна, пару раз подбросившая всех метра на два, чего было достаточно для множественных переломов у одних и полной потери ориентации у других. Во время испытаний подобные случаи (правда, днём, с травмами, но без жертв) были зафиксированы в некоторых селениях региона.