Наталья Курянская, член Общественной палаты ДНР, корреспондент «ЛГ» в Донбассе, г. Снежное
В жизненной круговерти, с каждым годом ускоряющейся, едва успеваешь осмыслить день сегодняшний. Тем более, у нас в Республике, где идут военные действия. Но 8 сентября, в историческую дату освобождения Донбасса от немецко-фашистских захватчиков, невозможно не обратиться к прошлому, событиям Великой Отечественной. Мою семью эта война коснулась напрямую…
Мой род по маминой линии из города Снежное, в прошлом – УССР, ныне Донецкой Народной Республики. Во время немецкой оккупации в Снежном активно боролся с захватчиками партизанский отряд «Снежнянские орлята», где мой двоюродный дедушка Михаил Михайлович Чиркин, был комиссаром. Отряд базировался в Леонтьевском лесу (урочище Леонтьевско-Байракское). Все бойцы были комсомольцами. Но нашёлся среди местных жителей предатель по фамилии Комов, он выдал немцам участников сопротивления. Почти всех героев-партизан схватили и расстреляли, но моему дедушке и ещё нескольким его товарищам чудом удалось спастись. Они укрылись в шурфе шахты, долгие часы стояли по горло в ледяной воде, фашисты обстреливали шахтный ствол, Михаил получил ранение, но судьба его сберегла. Вместе с товарищами он сумел перебраться через линию фронта, доблестно воевал в Красной армии, дошёл до Берлина.
А вот членов семей партизан фашисты угнали в Германию. Среди угнанных была моя прабабушка Татьяна Алексеевна Чиркина и её дочь, моя бабушка, — Раиса Михайловна, сестра Михаила. Бабушке Рае было 17 лет.

Четыре года лишений и ужаса в нескольких концлагерях. В 1945-м Красная армия их освободила. И прабабушка, и бабушка болели туберкулезом, истощены. Бабушка находилась в бараке смертников среди таких же несчастных. Расчётливые немцы предпочитали уморить узников и даже патронов на них не тратить.
Среди красноармейцев, освобождавших концлагерь, был Василий Васильевич Мирошниченко. Он вошёл с товарищами по оружию в барак смертников и на руках вынес оттуда умирающую девушку – Раю Чиркину. Нёс до госпиталя, а её мама, моя прабабушка, шла рядом. Пока нёс, они и познакомились — Вася, Рая…
В госпитале женщин подлечили, они вернулись домой с подорванным здоровьем, обессиленные, но живые. Василий Мирошниченко после Победы ещё какое-то время продолжал служить в Германии, а демобилизовавшись, приехал в Снежное и нашёл Раю Чиркину, девушку, которую не мог забыть, она осталась в его сердце. В 1947 году дедушка Вася и бабушка Рая поженились, а в 1948-м у них родилась дочь, моя мама – Ольга Васильевна... Встретившись при таких страшных обстоятельствах, но всё же так романтично, они вместе прожили всю жизнь.
В концлагере моей прабабушке и бабушке вытатуировали арестантские номера. Бабушка, вернувшись на родину, свою татуировку выжигала уксусной эссенцией – не могла видеть это фашистское клеймо. Она и её мама совершенно не переносили немецкую речь, каждый раз вздрагивали, когда слышали её по телевизору. Это для них было невыносимо болезненным напоминанием о пережитом.
В каждой семье – свои истории, связанные с Великой Отечественной войной. Трагичные, драматичные, далеко не всегда со счастливым финалом. Важно их передавать через поколения, ведь семейные истории, основанные на опыте предков, это и самый верный способ патриотического воспитания. В них нет фальши, они доходчивее любого учебника, самого талантливого фильма, они и есть историческая правда в самой безупречной форме. Так что, будем помнить и рассказывать, чтоб не забывалось.
Продолжение темы в статье: "Эвакуация Донбасса"