Совсем недавно во вновь открытой гостинице «Москва» (ныне это торговый центр «Москва») было отмечено небывалое число посетителей. Но это была не распродажа товаров. Посетители рассаживались на симпатичные красные стулья, расставленные в мраморно-стеклянном холле между бутиками, в ожидании открытия II Московского молодёжного кинофестиваля «Будем жить». Перед началом церемонии прошла пресс-конференция его организаторов и участников.
Президент фестиваля, народный артист России, депутат Мосгордумы Евгений Герасимов отметил, что начинающие кинематографисты будут поддержаны в своих лучших начинаниях. И подчеркнул: «Московские телеканалы согласны показать фильмы, которые будут отмечены жюри». Такой аванс дорогого стоит. Теперь важно, чтобы так и случилось. А то ведь даже работы признанных мастеров нередко не доходят до зрителей. Особой «избирательностью» отличаются как раз самые первые «телекнопки».
Этот молодёжный фестиваль по-своему уникален. Он представляет и объединяет не треш, чернуху и матерщину, которые пользуются успехом на многих западных фестивалях, а добротное российское молодёжное кино. Кино, от которого подотвык зритель. Кино, которого, оказывается, много, – сотни короткометражных и десятки полнометражных игровых и документальных фильмов. Кино, которое, несмотря на то что ему не дают ни проката, ни доступа на фестивали, живёт и, благодаря этому фестивалю, собирает в кинозалах сотни и сотни зрителей.
Фильмом открытия стала почти документальная комедия о музыкальном фестивале знаменитого скрипача Юлиана Рахлина «Носляндия (Noseland)» режиссёров Алексея Игудесмана и Себастьяна Лейтера (Австрия). Лента рассказывает о музыкальном форуме в городе Дубровнике, организацией которого на протяжении многих лет занимается этот скрипач и композитор. «Цель фильма «Носляндия» – заинтересовать молодое поколение настоящей музыкой, – отметил сам Рахлин перед показом. – А такая музыка прекрасна. Она не только для богатых людей, не только для элиты. Классическая музыка совершенно не скучна. Мы и хотели это показать!»
Основные конкурсные и внеконкурсные показы прошли на экспериментальной площадке – в павильоне «Жизнь» около станции метро «Площадь Революции». Эксперимент удался – по вечерам зал на 300 человек был полон.
В итоге в программе игрового кино, по мнению молодёжного жюри, лауреатами стали фильм «Чипендейл» Камиллы Сафиной и картина «День Победы» Игоря Гринякина. В конкурсе документального кино молодые эксперты оценили выше других картину Таисии Решетниковой «Нет проблем». Были отмечены и другие работы.
У взрослого жюри были свои оценки. Лауреатами сценарного конкурса стали Оксана Артёменко, Владимир Пушин, Дмитрий Иванов. Награды получили и кинодокументалисты.
Жюри игровых фильмов, куда вошли актриса и режиссёр Ирина Апексимова (председатель), телеведущий Иван Кудрявцев и актриса Анна Снаткина, высоко оценило программу фестиваля.
Главный приз достался картине «Мы делили апельсин», снятой актрисами Екатериной и Дарьей Носик. Это история о двух сёстрах-близнецах, которые втайне друг от друга ведут видеодневники, записывая свои исповеди на камеры мобильных телефонов.
Кроме призов были специальные гранты. В частности, исполнительный директор Национального фонда поддержки правообладателей Наталья Гайденко вручила сертификат на 100 тысяч рублей режиссёру Илье Казанкову за игровой фильм «Мальчики». Президент фестиваля Евгений Герасимов вручил специальные гранты по 300 тысяч рублей лауреатам фестиваля режиссёрам Сергею Велкоредчанину, Юлии Кислевой, Марине Косиновой. Было ещё множество наград – почётных, изобретательных, а то и ироничных, например «За самый негативный позитив» и «За самый позитивный негатив».
После торжественной и весёлой церемонии награждения впервые в Москве был показан фильм Сони Карпуниной «Всё просто», лауреат фестивалей «Окно в Европу», «Золотой Феникс».
Такие события, как этот фестиваль, дают возможность «радоваться Божьему в людях и добром дорожить».