Посиделки на Дмитровке / Сборник произведений членов Московского союза литераторов: литературно-художественное издание. – М.: ГОУ ВПО МГУЛ, 2008. – 271 с.
С тех пор, как хорошее перо журналиста-публициста перестало быть востребованным в большинстве российских газет и журналов, такие сборники, как «Посиделки на Дмитровке» Московского союза литераторов, – редкая удача. И для авторов, и для читателей.
Можно пролистать килограммы статей в глянцевых журналах и бульварных газетах об актёре Сергее Безрукове и продолжать ровно ничего не знать о нём. А вот интервью Лины Тарховой с его отцом, Виталием Безруковым, вошедшее в сборник, многое объясняет в удачах и неудачах актёрской судьбы «мальчика, проглотившего атом солнца». Этим интервью, разговором с джазовым саксофонистом Игорем Бутманом и статьёй о спортсмене Николае Валуеве ограничивается круг имён, которые «на слуху».
Всё-таки главные герои этого сборника – обычные люди. И если бы не обострённое ощущение каждого мгновения бытия, свойственное авторам сборника, они так и остались бы неузнанными.
Аннушка, хозяйка «комнаты с вздыбившимся местами полом» в Звенигороде «всегда находила для нас (семьи, снявшей у неё эту комнату на лето. – Н.Г.) ласковые слова, уделяла внимание, трепетно говорила с каждым, будто много лет знает семью и для неё важна любая деталь нашей жизни. В такие дни казалось, что радость бытия навеки пришла в нашу жизнь». Роза, соседка Тамары Александровой, автора очерка «Эйлат под знаком Розы», в туристическом автобусе «мостила дорогу подробностями своей здешней жизни, не давая ни на минуту отвлечься на виды за окном». Пётр Григорьевич Антипов, герой очерка Александра Лонгинова, прошедший войну, потерявший кисти рук и ноги, – «действительно лесничий. По группе крови. По тому первобытному ощущению себя частью природы, которое каждой клеткой осязал прачеловек». Сашок, мальчишка из очерка Олега Ларина «Пристань «Надежда», нашёл своей маме-учительнице мужа, а себе – отца. Нужно очень постараться, чтобы в современной прессе отыскать хоть две-три истории, подобные этим по пронзительной любви и вниманию очеркистов к подробностям нашей будничной, ежедневной жизни и столь же хорошо написанные…
Статьи, очерки, переводы, рассказы, стихи, интервью, собранные под одной обложкой, при всём разнообразии тем, жанров и авторских стилей объединены одной главной идеей: в нашей жизни нет ничего мимолётного, несущественного и малозначимого. И каждое событие, не важно много лет назад или только что происшедшее, может быть интересно и достойно внимания читателей нынешних и будущих поколений. Конечно, если оно выбрано умным, чутким взглядом и талантливо написано. А это условие авторами сборника, как мне показалось, выполнено.