Мы тоже недоумеваем. Действительно, в конце прошлого года у нас было опубликовано письмо жителей Соль-Илецкого района с просьбой (а скорее, требованием) сохранить Буранную больницу, обслуживающую пять сёл («Акушерки на общественных началах», «ЛГ», № 49). Под письмом, написанным от имени земляков писателем Фаридом Нагимовым, стояло более двухсот подписей, первая во втором ряду – Владимира Тюкина. Так что «недоумение» – это, скорее всего, фантазия журналистки. Так же как и якобы цитата: «от рака просто умирают на месте».
Дорогие коллеги из ГТРК «Оренбург», ну нет в опубликованном у нас тексте слов про смерть «на месте». Есть другие, подтверждающие ваш оптимизм по поводу плохой погоды: «От наших сёл до райцентра дорога заасфальтирована только наполовину... зимой дорогу заносит, весной заливает. Бывали случаи, когда везли человека с аппендицитом, а привозили уже и с черепно-мозговой травмой».
Видимо, проблема понимания текста в нынешнее время характерна не только для школьников, но и для тех, кого слово кормит. «Мы отправились в Буранное, – рассказывает Екатерина Политыко, – и вместо убогого здания увидели двухэтажную амбулаторию». Но ведь именно с этим, с превращением больницы просто в амбулаторию, и не согласны жители района. А на убогость сельчане не жаловались: «Это двухэтажное здание возвели, оборудовали и открыли в тяжёлые послевоенные годы на средства наших колхозов!» Да они же гордятся тем, что больница построена на их, народные, деньги! Или молодые журналисты считают, что всё, возведённое в советские времена, убого по определению?
«На сайте Минздрава области, – продолжает репортёр, – факты, приведённые в письме, опровергли. Люди от врачебных ошибок не умирали». В качестве доказательства тележурналисты показали страничку сайта «Организация медицинской помощи в Буранновской врачебной амбулатории Соль-Илецкого района». Нашла я в интернете эту страничку, прочла и… «занедоумевала». О врачебных ошибках там – ни слова. Как, кстати, и в опубликованном в нашей газете письме. Что опровергает Политыко – загадка.
На этой же страничке информация о буранновской «скорой помощи». Минздрав области совершенно официально уведомляет: подстанция имеет одну фельдшерскую бригаду и один (!) автомобиль. В телесюжете «по сугробам и грязи» бегали две. УАЗ-«буханка», утверждал голос за кадром, помогает «новенькой машине». А может быть, эта «новенькая машина», не исключено, позаимствованная в городе для красивой картинки, помогала тележурналистам выполнить заказ на дискредитацию коллективного письма?
Допускаю, что подписавшие его сельчане, обеспокоенные сокращением медицинской помощи, несколько сгустили краски. Но… «Районные власти в 2014 году финансируют 10 стационарных коек, – восторженно сообщает коллега, – область – 15 мест дневного пребывания». Великолепно. Для больницы, к которой прикреплено четыре тысячи человек, этого достаточно?
По телесюжету выходит, что достаточно. Все, уверил журналистку один из жителей Буранного, стараются лечиться в Соль-Илецке или Оренбурге. Почему? Потому, опровергает весь пафос сюжета сама же Екатерина Политыко, что лечить в Буранном некому: «На всю больницу один врач – педиатр. При необходимости он же терапевт, хирург и гинеколог».
Действительно, в такую больницу ложиться страшно. Не потому, что врачи плохие и могут совершить врачебную ошибку, а потому, что и ошибку-то совершить некому. В «скорой» помощи, похоже, тоже работать некому. Показали в телерепортаже только сидящего за рулём Владимира Тюкина. Он что, как и педиатр, един в трёх лицах: и водитель, и ремонтник, и повитуха? Зачем он один, «даже если нет вызовов», мотается по сёлам?
Что же намерена предпринять администрация района, чтобы обеспечить амбулаторию кадрами или хотя бы успокоить жителей? А ничего. Включённое в сюжет интервью с главой Соль-Илецкого района Юрием Вдовкиным – заключительный акт театра абсурда. О сути проблемы – ни слова. Только о Фариде Нагимове, написавшем то коллективное письмо. «Это просто такой дешёвый популизм, с моей точки зрения, – оценил литературный талант земляка глава района. – Начинал он хорошо, но сейчас пишет… мне, например, не нравится...»
Что тут скажешь? Без комментариев.
P.S. Кстати, «дешёвый популист» Фарид Нагимов, родившийся и выросший в Соль-Илецком районе и потому болеющий за его судьбу, в прошлом году похоронил отца, к которому во время сердечного приступа приехал не новенький реанимобиль, а воспетая в сюжете «буханка». Без лекарств, без спецоборудования и, самое главное, без специалиста…
Когда материал готовился к печати, из Буранного пришло ещё одно письмо. Написанное не писателем, а потому, надеемся, оно заставит обратить внимание на проблему, а не на литературный талант, оценённый по принципу «нравится – не нравится».
А если кого-то надо везти по бездорожью в районную больницу за 70 км (а дальнее село от райцентра находится за 100 км), где тоже не хватает врачей, да и мест часто нет?!
Ну как нам, селянам, жить?! Колхоз разорили… В поисках работы многие вынуждены уезжать в Москву, на север, в Оренбург, оставляя жён, детей и пожилых родителей. В прошлом году двоих вернули с заработков в гробах!
Я, ветеран Великой Отечественной войны, и моя супруга, труженица тыла, очень обеспокоены тем, что всюду говорят о закрытии больницы. Ведь мы – люди пожилые, часто болеем, не раз наши врачи буквально вытаскивали нас с того света. Страшно представить, что с нами будет, ведь по нашим дорогам до райцентра не довезут!
От имени жителей села Буранное ветеран Великой Отечественной войны Пётр БУНЕГИН, Оренбургская область