Борис Добродеев. Мы едем в Болшево. Путешествие в минувшее. – М.: Художественная литература, 2013. – 352 с.: ил. – 2000 экз.
Не вполне уверен насчёт нового поколения читателей-кинозрителей. Знает ли нынешнее попкорновое поколение знаменитые некогда имена Марка Донского, Михаила Швейцера, Самсона Самсонова, Юлия Райзмана? Именно их, завсегдатаев легендарного Дома творчества кинематографистов в подмосковном Болшеве, вспоминает Борис Тихонович. Для каждого из вышеназванных, а также для Леонида Утёсова, Иосифа Прута, Сергея Юткевича, Николая Эрдмана и Михаила Вольпина, Александра Галича, Валентина Ежова, Валерия Дунского и Юлия Фрида, Георгия Данелии, Ильи Нусинова и Семёна Лунгина, Петра Пашкевича и Эдуарда Тополя находит автор особенную интонацию и точные, не затёртые слова.
Вот как он пишет о самом знаменитейшем советском кинодраматурге: «Нередко в утренние часы я видел из окна болшевского коттеджа, как по аллее парка прогуливается Евгений Иосифович Габрилович. Заложив по привычке руку за спину, он шёл, глубоко задумавшись, кажется, не замечая ничего вокруг. Отшельник по натуре, избегавший всякой публичности, он был погружён в неведомый нам мир, мир своей творческой фантазии. Как возникали в его воображении новые образы, новые истории, знать нам не дано. Тайна сия велика…»
Болшевские будни и праздники, семинары и «Университет знаний», дискуссии и кинопоказы, на которые невозможно было попасть, преферанс и бильярд, столовая, где любили перед обедом опрокинуть рюмочку не во вред здоровью… Увы, Дома творчества больше нет, в лихие 90-е разбазарили имущество Союза кинематографистов. Но хорошо, что останутся замечательно тёплые и откровенные воспоминания об обитателях этого дома.
Но книга не только о замечательном доме у реки Пахры. За свою долгую жизнь автору пришлось не только писать сценарии художественных фильмов и телесериалов, но и работать в документальной драматургии, своебразной киноЖЗЛ – ленты о Бетховене, Бородине, Шостаковиче, Гиляровском, Менделееве, Красине, Коллонтай, Зорге, Чкалове… Кинематографическая судьба свела Добродеева с многоликим Эдуардом Шеварднадзе, незадачливым первым и последним вице-президентом СССР Геннадием Янаевым, красавицей Викторией Фёдоровой, танцорами Вахтангом Чабукиани и Махмудом Эсамбаевым, другими, чьи имена не забыты. Им – людям ушедшей эпохи, посвящён одноимённый раздел сборника.
Борис Добродеев не просто совершил своё путешествие в минувшее. Он сделал его увлекательным и для читателей.
Д. ТЁМИН