Правительство Москвы утвердило адресную инвестиционную программу, определяющую объём средств, выделенных на 2014 г. и плановую перспективу 2015–2016 гг. Именно социально направленный бюджет на ближайшие три года обеспечит полное и безусловное решение задач развития города и выполнение всех социальных обязательств перед москвичами.
Социальное развитие
Ключевыми характеристиками бюджета являются социальная направленность и развитие, ведь, несмотря на неблагоприятные внешние условия, Москва остаётся городом самых высоких в стране социальных гарантий и стандартов. Бюджет сбалансирован и даёт возможность для использования разнообразных и наиболее эффективных управленческих решений.
По официальным данным, экономическая ситуация в мире продолжает ухудшаться. Негативное влияние внешних факторов и структурная перестройка экономики города привели к ухудшению прогнозов: если в декабре 2012-го Минэкономразвития и ЦБ России оценивали рост ВВП в 2013 году в 3,6%, то в мае он был снижен до 2,4%.
Однако, по оценке Департамента экономической политики и развития, структура городской экономики имеет тенденцию к росту. В этой связи опережающий рост инвестиций является жизненно необходимой реакцией на недостаток инвестирования города в предыдущие десятилетия.
С точки зрения бюджета замедление темпов роста экономики негативно влияет на рост доходной базы. В свою очередь, демографические тренды вызывают дополнительную нагрузку на расходную часть. При этом городу жизненно необходимы дальнейшее развитие социальной сферы и транспортной инфраструктуры.
Откуда деньги?
В условиях стагнации доходов правительство нашло ресурсы для обеспечения необходимых расходов и общей сбалансированности бюджета. Этому способствуют, во-первых, эффективные меры по поддержке предприятий и компаний: развитие сети технопарков и технополисов, внедрение принципа «льготы в обмен на инвестиции», сдерживание роста тарифов для промышленных потребителей, снижение ставок арендной платы для инновационных предприятий и отмена арендной платы для реконструируемого производства, финансовая поддержка модернизируемых предприятий и профобразования. Во-вторых, немалую роль играет совершенствование налоговой политики и активизация налогового администрирования. Уже сегодня город научился получать дополнительные доходы. Их сумма оценивается в 24,5–25 млрд. рублей в год.
Основными направлениями налоговой политики являются:
– работа с теми категориями крупных налогоплательщиков, кто уклоняется от уплаты налогов;
– реализация инициатив в рамках проекта по смягчению эффекта от создания консолидированных групп налогоплательщиков (КГН), т.е. вывода из бюджета города так называемой сырьевой (нефтегазовой) ренты;
– активизация деятельности по проекту «Распространение патентной системы налогообложения»;
– продолжение работы по совместному с УФНС и УВД по городу Москве проекту наведения порядка в жилом секторе и привлечению арендодателей к уплате налогов от сдачи жилья в аренду.
Кроме того, обеспечен рост неналоговых доходов бюджета, которые за 6 месяцев 2013 года выросли в 1,28 раза – на 68,7 млрд. рублей. Значительный вклад в эту «статью доходов» вносят экономический и имущественный блоки, а также Департамент СМИ и рекламы. К примеру, доходы от установки объектов наружной рекламы принесут городскому бюджету дополнительно около 15 млрд. рублей. Рост прочих неналоговых доходов (штрафные санкции, возмещения ущерба) Департамент экономической политики и развития оценивает на 65,7%.
Важный инструмент – наведение порядка в системах учёта и контроля. Так, благодаря введению единых электронных баз контингента учащихся финансирование учреждений осуществляется по фактическому количеству учеников – только одна эта мера позволила городу сэкономить около 10 млрд. рублей.
Внедрение системы многоуровневого контроля над госконтрактами также оценивается экспертами как успешное. Например, эффективность системы демонстрирует увеличение закупок оборудования на 15–20% за счёт экономии в системе здравоохранения.
К 1 августа 2013 года долг города сократился до 194,3 млрд. рублей (в 2010 году долг составлял 256,2 млрд. рублей). Заимствования в 2014–2016 годах предполагаются, но их объём будет значительно ниже, и они будут направлены исключительно на цели развития. Долговая нагрузка останется на безопасном уровне, позволяющем в полном объёме выполнять принятые обязательства. Дополнительную экономию обеспечат грамотное планирование и размещение госзаказа.
Приоритеты финансирования
На первом месте – транспортная система: объём вложений увеличится на 20%.
Почти в два раза возрастёт финансирование метрополитена: в 2014–2015 годах подземку в шаговой доступности получат жители 12 районов города. В 2014 году планируется ввести в эксплуатацию станции «Тропарёво», «Румянцево», «Саларьево», «Котельники»; по участку продления Люблинско-Дмитровской линии метро придёт в районы Бутырский, Тимирязевский, Бескудниковский, Западное и Восточное Дегунино. В 2015 году новые станции «Беломорская улица» и «Ховрино» обеспечат подземным транспортом районы Левобережный и Ховрино, а участок продления Калининско-Солнцевской линии от «Парка Победы» до станции «Раменки» – районы Раменки и Проспект Вернадского.
Все проектируемые и строящиеся станции метрополитена оборудуют с учётом безбарьерной среды: предусмотрены лифты для маломобильных граждан, вдоль края платформы используются тактильная плитка и светодиодная лента, которые являются элементом безопасности для слабовидящих.
Что касается наземного дорожного строительства, в ближайшие три года планируется ввести в эксплуатацию без малого 300 км новых транспортных артерий.
В настоящее время ведётся строительство на развязках МКАД с Волгоградским и Мичуринским проспектами, МКАД с Можайским и Дмитровским шоссе, а также МКАД с Молодогвардейской улицей (на средства федерального бюджета). Кроме того, до конца 2013 года планируется объявить торги на строительство развязок на пересечении МКАД с Каширским шоссе, с Ленинским проспектом, с Щёлковским шоссе, с Профсоюзной улицей, с Волоколамским шоссе и с Рязанским проспектом.
Проделана большая работа по реконструкции вылетных магистралей: к концу 2013 года будет введено 70 километров дорог и 14 искусственных сооружений – это втрое больше, чем за аналогичный период 2012 года.
Продолжается строительство хордовых магистралей. В Северо-Западную хорду входят Большая Академическая улица, транспортная развязка Ленинградского и Волоколамского шоссе у станции метро «Сокол» и Алабяно-Балтийский тоннель, улица Народного Ополчения с выходом на проспект Маршала Жукова, участок от проспекта Маршала Жукова до Крылатской улицы.
Уже построены и введены в эксплуатацию транспортная развязка Ленинградского и Волоколамского шоссе у станции метро «Сокол» и первая очередь Алабяно-Балтийского тоннеля. Выполнена немалая часть работ на Большой Академической улице и улице Народного Ополчения. Полностью строительство будет завершено в 2014 году.
До 2016 года в Москве появятся 49 новых школ, в том числе новых блоков начальных классов внутри существующих образовательных комплексов. За этот же период предусмотрено строительство 88 детских садов.
Начиная с 2011 года расходы на систему образования города Москвы стабильно увеличиваются: в 2011 году общий бюджет столичных образовательных учреждений составил 201,3 млрд. рублей, в 2012 году – 242,1 млрд. рублей, в 2013 году – 257,1 млрд. рублей.
В ближайшие три года планируется увеличить инвестиции в развитие амбулаторно-поликлинической сети с 3,7 млрд. рублей до 20 с лишним млрд. рублей. Появятся 23 новые поликлиники, способные принять более 10 тысяч человек в сутки.
Подготовила Арина ФЕДОСЕЕВА
Комментарии:
Андрей Бочкарёв, руководитель Департамента строительства
– В 2011 году, когда мы планировали средства, необходимые на дорожное строительство на последующие три года, закладывались предельные цифры, которые не должны были превысить при проектировании и строительстве. За последнее время мы разработали необходимую документацию по всем объектам, которые необходимо построить в 2014–2016 годах, и их цена реально уменьшена. Поэтому нам не потребуется столько денег, сколько мы планировали в 2011 году. На стадии проектирования удалось сэкономить как минимум 10–15%.
Далее при проведении торгов на определение подрядных организаций мы экономим ещё как минимум 10–15% от этой суммы, что составляет около 10 млрд. рублей в год.
Игорь Антонов, председатель бюджетно-финансовой комиссии Мосгордумы
– В структуре и объёмах поступлений по налоговым и неналоговым источникам в настоящее время происходят существенные изменения, объективная оценка которых обуславливает необходимость сокращения доходов бюджета в 2013 году на 59,6 млрд. рублей. Когда депутатский корпус приступит к рассмотрению бюджета 2014 года, этот важный аспект бюджетного планирования обязательно следует иметь в виду, чтобы обеспечить необходимые резервы на случай возникновения различных непредвиденных ситуаций. В текущем году, благодаря взвешенному структурированию бюджета, город располагает резервом прочности, поэтому провести сокращение расходов по отдельным государственным программам и непрограммным мероприятиям можно относительно безболезненно.
Сокращение бюджетных ассигнований по программе социальной защиты объясняется исключительно уточнением реального контингента получателей доплат, субвенций и иных социальных пособий и никак не связано с уменьшением абсолютного размера таких выплат. В этой связи считаю необходимым особо подчеркнуть, что каждый москвич, имеющий право на конкретные меры социальной поддержки, получит их в установленный срок и в полном объёме.