Чего же хотят от нас западные партнёры, в последние пару месяцев раскручивающие антироссийскую истерию? С таким энтузиазмом раскручивающие, что даже Рональд Рейган поощрительно кивает с того света. У кого-то может сложиться впечатление, что изысканные в своей циничности британцы и склонные к нахрапу глобалисты Америки не имеют ясной цели, истерят по инерции. Но так ли это?
Неужели мы настолько наивны, чтобы подумать, будто вся эта истерия – результат психиатрического сбоя у полутора десятков западных политиков с их подпевалами и подручными? «Эксцессы исполнителей» сыграли свою роль, когда чехи «засветили» систему нелегальной торговли оружием через Восточную Европу, но главную задачу – давление на Россию – они выполнили. И задачу эту, можно не сомневаться, им «спустили сверху».
Неужели западные политики, выдвигая все более и более радикальные требования, думают, что Кремль готов сдаться сейчас, когда ситуация сильно отличается от пикового января–февраля 2015 года, когда ещё не началась наша военная операция в Сирии, когда на Донбассе вовсю шла война.
Да, суждения Майкла Макфола и многих других экспертов по России отражают понизившийся уровень западной русистики, но там всё же ещё остались трезвые головы, способные объяснить, чем кончается лобовое давление на русское общество извне. Конечно, кадровая селекция на Западе ослабла, но всё же не до такой степени, чтобы политики решились загнать отношения с Россией в стратегический тупик просто на почве нервного срыва. Особенно учитывая тяжелейший период во взаимоотношениях с Китаем и возникновение реально опасных процессов переформатирования Европы.
Нет, в коллективное сумасшествие западной политики верится с трудом.
Так чего же от нас хотят? Чего хотят «замечательные западные партнёры», которые в те же минувшие пару месяцев проявили не только истероидность, но и вполне очевидный здравый смысл. Они не ввязались в войну на Востоке Украины. Они уклонились от прямолинейной поддержки Израиля в конфликте в Газе. И даже проявили холодный цинизм по отношению к своим партнёрам в важнейшем регионе. А как по-другому назвать финт ушами с выводом войск из Афганистана, в результате чего американцы ставят страны целых двух регионов перед угрозой силовой дестабилизации. Ну а про игры британцев в их любимых регионах – в Восточном Средиземноморье, Персидском заливе и на Балканах – в последние полтора года не говорил только ленивый.
Так чего же они хотят?
Они хотят, чтобы мы, Россия, отвернулись. Да, просто отвернулись на время. В обмен на снижение остроты риторики и отказ от неэффективных и опасных для самих американцев векторов давления. Например, от попыток остановить «Северный поток – 2», только вредивших атлантическим отношениям и экологической повестке, важнейшему элементу внешней политики Байдена. А Россия должна отказаться от активного участия в процессах, которые для США и их ближайших союзников реально важны, исключительно важны. Упростим ещё больше: в ситуации, когда у США мало ресурсов и они находятся в фазе весьма тяжёлых преобразований, прежде всего геоэкономических, Россия не должна совершить ничего даже близко напоминающего «бросок на Хмеймим» осени 2015-го.
От чего же мы должны отвернуться?
Да много от чего. Немало накопилось у коллективного Запада шкворчащих сковородок.
От сделки с Ираном за спиной Китая и России. От строительства нового военно-экономического блока в Восточной Азии. От польского проекта «Междуморье», который способен коренным образом перекроить не только экономические отношения, но и границы. От попыток спровоцировать волну нового салафизма, с помощью которой не так уж трудно сконструировать угрозу для Китая. Сперва – для Китая, а затем как получится. Ещё мы должны отвернуться и не замечать накачки вооружениями (под видом учений) того, что осталось от Украинской ССР.
На мировой арене слишком много процессов, куда американцам не хотелось бы, чтобы мы вмешивались.
Нам могут даже сделать пару «уступок». Пообещать не отключать SWIFT. Приостановить милитаризацию Арктики, тем более что первый ледокол американцам ещё предстоит построить. Они могут даже согласиться со статус-кво на Донбассе...
Они нам могут уступить то, что не могут пока проглотить. И здесь главное слово – «пока». Американцам критически нужно выиграть время, чтобы переформатировать ситуацию внутри США, где трагическая, в сущности, фигура Джо Байдена лишь подчёркивает шаткость положения и перспективу мгновенного выхода из равновесия.
Есть большой соблазн принять это негласное предложение американцев. Мы все устали от ожидания Карибского кризиса, призванного как бы расставить всё на свои места (на самом деле – заблуждение). Мы все утомлены этой иррациональной риторикой. И так хочется возвращения «старой нормальности» с Куршавелем в январе для элиты и турецким «ынклузивом» в июле для остальных. Хотя бы на какое-то время. На годик, на пару лет..
Но надо помнить, что время – самое ценное, что существует в мире переходного периода. И оно нужно не просто так, а для чего-то. И если уж давать американцам передышку (а если судить по гамбургскому счёту, это Россия даст США передышку, а не наоборот), то только точно понимая, на что мы потратим эти максимум два года, а скорее значительно меньше.
Напомним и другое. Именно после начала операции в Сирии в сентябре далёкого уже 2015 года и зажёгся лучик надежды в, казалось бы, непроглядном тоннеле ужесточения санкций. Российский, как тогда казалось, гамбит, потеря качества, заставил наших «партнёров» начать присматриваться к нам всерьёз. Потому что Россия, рискнув, выиграла у коллективного Запада «темп». А «темп», возможность сделать лишний ход – в шахматах, военном деле и политике – серьёзная заявка на победу. Важно только использовать его эффективно, что, скажем прямо, в 2006– 2019 годах у нас не вполне получилось. Но российское общество учится гораздо быстрее советского.
Есть и другой нюанс. Нам, России лета 2021 года, мало предложения на некоторое время оставить нас в покое. Весьма щедро для России лета 2013-го, но слишком мало для России лета 2021-го. Тем более что доверять сегодняшним лидерам Запада может только сверхнаивный человек. Нам нужно, чтобы американцы окончательно убедились, что нас пора воспринимать всерьёз. А для этого необходима парочка серьёзных действий, доказывающих, что российский нейтралитет для них критически важен. Что ради него придётся поступиться не только принципами, но и кое-чем более реальным.
А вот потом можно будет и паузу взять, скорбно отвернувшись от «Битвы титанов» – США и КНР, причём желательно подальше от Евразии.
Дмитрий Евстафьев, политолог, профессор ВШЭ