В июле этого года в Подмосковье в селе Федоскино состоится настоящий праздник – в «Доме Лукутиных» после проведения там полномасштабных реставрационных работ откроется Московский областной музей народных художественных промыслов. Об истории здания и о том, что ожидает первых посетителей, рассказывает директор музея Сергей СИДОРОВ.
– Сергей Михайлович, скоро музей народных художественных промыслов в Федоскине, который находится в «Доме купцов Лукутиных», откроется после реставрации. Расскажите, пожалуйста, об истории создания музея.
– Идея создания в подмосковном селе Федоскино Музея лаковой миниатюры не раз выдвигалась искусствоведами, музейными работниками и художниками.
Почти 220 лет в этом подмосковном селе существует знаменитый центр лаковой миниатюрной живописи «Федоскино». Это место принято называть «Родиной русской лаковой миниатюры», поскольку в первой половине XX века федоскинская технология изготовления лаковых предметов послужила основой возникновения признанных центров лаковой миниатюры на папье-маше – «Палеха», «Мстёры» и «Холуя».
Московский областной музей народных художественных промыслов был открыт в апреле 2003 года в «Доме Лукутиных», памятнике истории и культуры конца XIX века, связанном с династией купцов Лукутиных. Почти 100 лет эта семья владельцев фабрики развивала производство, оставив нам в наследство всемирную славу о «лукутинских» лаковых шкатулках высочайшего качества с тончайшими миниатюрами.
Само же здание имеет свою богатую историю и во многом сохранило первоначальный внешний вид. Оно было построено в стиле русского модерна в период между 1883 и 1890 гг., когда усадьба и фабрика лаковой миниатюры принадлежали Николаю Александровичу Лукутину. Спроектировано и оборудовано специально для размещения производственных мастерских всей технологической линии.
После 1917 г. в этом здании была открыта сельская школа, а в 1930-м сюда переезжает Федоскинская трудовая артель. До 70-х гг. в нём работали живописцы.
Реставрационные работы были начаты в 2004 г. Проект реставрации рождался непросто. Сведения о здании оказались скудны, фотографический материал и вовсе отсутствовал. Потом сотрудники музея стали находить документальные свидетельства и фотографии. Несколько очень важных фотографий и документов передали потомки Лукутиных – Николай Михайлович и Людмила Константиновна Пржевальские.
Долгожданное открытие музея состоится в июле 2014 г.
ЛГ-досье |
Сидоров Сергей Михайлович. Родился в 1955 году в посёлке Тальменка Тальменского района Алтайского края. Окончил Московский технологический институт по специальности «декоративно-прикладное искусство». Работал художником на Федоскинской фабрике миниатюрной живописи. Участвовал во всероссийских и всесоюзных выставках. Работы находятся в разных музеях страны. В 2005 г. – заведующий отделом истории промыслов Музея народных и художественных промыслов. С 2006 г. – директор этого музея. |
– Какие коллекции смогут увидеть посетители в музее? Все ли народные промыслы там представлены?
– В главном здании посетители смогут познакомиться с уникальной коллекцией Федоскинской лаковой миниатюры, собиравшейся с 30-х годов XX века в ассортиментном кабинете Федоскинской фабрики миниатюрной живописи.
Будут представлены традиционные художественные изделия предприятий народных художественных промыслов Подмосковья (фарфор Гжели, Дулёва, Вербилок; лаки Федоскина; подносы Жостов; Богородская резьба по дереву; павловопосадские шали, сергиевопосадские игрушки и др.), отражена история их возникновения. Также будут проходить выставки художников, проводиться творческие встречи с мастерами и искусствоведами, лекции и мастер-классы, различные музейные занятия.
– Федоскинские шкатулки необыкновенно красивы и, несомненно, являются произведением искусства. Известно, что до сих пор их производят вручную. С этим связана и достаточно высокая цена на них. Насколько трудоёмко их производство?
– Вы абсолютно правы. Их красота не оставляет равнодушным никого. Технология производства остаётся неизменной в своей основе. С человеческими руками в этом деле конкурировать не смогли никакие механизмы. Есть операции, которые выполняются вручную, как и 220 лет назад. Правда, теперь используются электрические печи, гидравлические прессы, краскопульты и полировальные станки.
Одно изделие в технологической цепочке проходит, как и прежде, 11 операций в течение трёх месяцев. Сравнивая изделия середины прошлого века и нынешние, очевидно выросшее качество живописи и отделки готового изделия. Произведения современных федоскинских художников отличают свобода выбора тем и композиционных решений. Применяя всё многообразие традиционных технических приёмов – подкладки из перламутра, сусального золота и серебра, скань, цировку, орнамент и различные декорировки, – они создают совершенно уникальные произведения искусства. Высокая энергоёмкость, ручная работа в изготовлении шкатулок и очень тонкая работа живописца обуславливают высокую цену.
– Будут ли работать при музее какие-нибудь мастер-классы, на практике демонстрирующие технологию производства изделий народных художественных промыслов? Разрабатываются ли специальные программы для школьников?
– Коллектив у нас небольшой, всего 15 сотрудников. Мы уже сейчас проводим лекции и занятия в образовательных учреждениях. В наших планах привлекать мастеров для проведения мастер-классов, проводить выставки с участием авторов, которые будут демонстрировать своё искусство. Будем показывать фильмы о промыслах, музеях и достопримечательных местах Подмосковья. Специальные программы для школьников у нас уже имеются.
– Сегодняшние мастера народных художественных промыслов – кто они? Как сделать привлекательной эту профессию для молодёжи?
– Первое, что хотелось бы отметить, так это то, что современные мастера имеют профессиональное художественное образование. Они являются членами творческих союзов художников, имеют звания «Народный художник России», «Заслуженный художник России», правительственные награды, участвуют в отечественных и зарубежных выставках.
Если говорить именно о профессии, то её привлекательной делает спрос, как ни банально это звучит. Традиционные предметы, выпускаемые предприятиями народных художественных промыслов, из нашего повседневного обихода ушли. Рынок наполнили другие, более дешёвые и более практичные. Понятие красоты глобализировалось, стало унифицированным. В мировой истории соперничества кустаря и промышленности на рынке всегда побеждала промышленность, поскольку предлагает больше за меньшие деньги.
Но народные художественные промыслы – часть национального культурного достояния, поддерживать и сохранить их сможет только государственная программа. Впрочем, человек искусный и талантливый своего покупателя и почитателя найдёт.
– История народных художественных промыслов всегда была тесно связана с историей России. Как, на ваш взгляд, сочетаются современные технологии и древние методы производства изделий народных промыслов?
– Потому они и называются народными, что создаются народом России. И горе и радость, победы и поражения, достижения страны в труде, искусстве, науке и других сферах человеческой жизни находят своё отражение в этом искусстве, в образах понятных и прекрасных.
В период возникновения народные художественные промыслы были не менее современны, чем теперь мобильные средства связи. Уверен, что во время высоких технологий люди будут нуждаться в живой красоте, созданной талантом и теплотой человеческих рук.
Беседу вела Анастасия ЕРМАКОВА