Итак, США объявили Китаю торговую войну. Сначала повысили экспортные пошлины на китайские товары. КНР в ответ решила увеличить налоговую нагрузку на продукцию из США, подала иски в ВТО, защищая своего товаропроизводителя. Всё в рамках международного права. Но вскоре американская агрессия стала неприемлемой. По сути, американцы перешли на окрик, когда попытались перекрыть России рынок вооружений. Тем самым США покусились на китайские интересы.
20 сентября Госдепартамент США объявил о введении санкций против Управления развития вооружений и военной техники Центрального военного совета КНР и его руководства, опираясь на закон США «О противодействии противникам Америки посредством санкций». «Противник», понятно, – Россия. И американцам наплевать, что Российская Федерация и Китай – стратегические партнёры. По сути, американцы запрещают покупать у России самолёты и средства ПВО! Иначе – санкции.
Однако власти США плохо знают китайцев. Для них «потерять лицо» – немыслимое дело. Ещё неприемлемее – подчиняться неправедным приказам. Сто лет унижений со стороны Запада не прошли даром, на диктат ответ будет жёстким. И не только на официальном уровне. Вспоминаю, как после бомбёжки натовцами 7 мая 1999 года посольства КНР в Белграде американцы, находившиеся в Китае, боялись выйти на улицу. Другие иностранцы, кстати, вешали на себя таблички со словами «Я не американец». Посольство США в те дни осаждали разгневанные пекинцы, любые американские товары оказались под стихийным запретом. Уверена, и в этот раз китайцы ответят достойно.
Вот первые поднебесные ласточки. 21 сентября МИД Китая пригласил посла США в Китае Т. Бранстеда. От него потребовали «исправить ошибку» и отменить санкции. Иначе «Китай предпримет все необходимые меры для решительной защиты своих государственных интересов». Одновременно Китай отказался от участия в симпозиуме по международной безопасности на море, который запланирован в США, отменил встречу представителей штабов двух стран, назначенную на 25-27 сентября. Из Вашингтона отозван командующий ВМС Китая Шэнь Цзиньлун.
Что касается российско-китайского военного сотрудничества, то, как заявил замминистра иностранных дел КНР Чжэн Цзэгуан, оно «представляет собой вполне нормальное сотрудничество между суверенными государствами и вмешиваться в этот процесс американская сторона не вправе. В противном случае, она понесёт всю ответственность за вытекающие из этого последствия». Что тут добавить?
Светлана Селиванова,
собкор «ЛГ», Пекин