Валерия Троицкая. Донецкое море. История одной семьи. – М.: АСТ, КПД, 2024. – 320 с. – 2000 экз. – (Русская Реконкиста).
Вадим Левенталь уже писал о «Донецком море» Валерии Троицкой на страницах «ЛГ» (2024, № 39). Предлагаем вниманию читателей ещё одно мнение об этой книге.
Дебютная повесть историка и журналиста Валерии Троицкой «Донецкое море. История одной семьи» – смелая, талантливая попытка честно передать события Русской весны и специальной военной операции глазами молодой девушки – непосредственного свидетеля борьбы Донбасса за независимость. Книга имеет успех: первый тираж в две тысячи экземпляров был продан за два месяца. Неплохой результат для дебютанта, с учётом того что у повести не было полноценной рекламы, мощного продвижения, а сработали больше сарафанное радио и пара-тройка коротких рецензий в периодических изданиях. Возможно, дело в семейной тематике (беспроигрышный вариант для российской аудитории), в оригинальном, невоенном взгляде на сложную, даже местами избитую тему, а также в простом повествовании.
Автор своей повестью проявила некоторое мужество в российском сообществе литераторов: внося свой вклад в развитие современного донбасского прозаического текста, Валерия Троицкая зашла, по сути, на мужскую обжитую писательскую территорию. На донбасском литературном направлении уже прочно обосновались Захар Прилепин, Семён Пегов, Платон Беседин, Евгений Журавли, Андрей Авраменков и ещё десятки менее известных прозаиков. Конкуренция большая, утонуть со своей книгой в череде таких же – легко. Но в том-то и дело, что «Донецкое море» – не из разряда «таких же». По сюжету – очень самобытно, как, впрочем, и по чистым эмоциям, которые встречаешь практически на каждой странице «Моря».
Будем честными: не всегда даже маститым авторам удавалось живо, честно и без пафоса передать всё то, что происходило в Донбассе с 2014 года. Всегда почему-то в некоторых таких текстах присутствовала картонность, страх сказать лишнее, а местами и вовсе всё скатывалось в откровенную агитку: Россия – великая страна, ну а Донбасс – русский и будет свободным. Хорошо, но это мы знаем и без книжек. Такие пропагандистские подходы часто отталкивают читателя: ему вполне хватает телевизора для получения очередной дозы ура-патриотизма. Душа просит человеческого. Однако и выдать на-гора «и жизнь, и слёзы, и любовь» на войне – непростая задача. Как бы не перегнуть, не скатиться в «мыло». А уж выдавливать слёзы из читателя – ещё хуже, чем вдалбливать ему простые истины о важности Русского мира.
Эта книга патриотической направленности, но нет в ней отталкивающего, этакого комиссарского, высокотрибунного посыла в духе «Научу вас Родину любить». Троицкая говорит о патриотизме, чувстве Родины не лозунгами, а через своих героев – мирных жителей, добровольцев, мобилизованных. Но в центре, конечно, отец главной героини: скромный, настоящий, любящий свою землю, воюющий за неё. Такой не словом, а делом доказывает свою преданность Донбассу и русским.
В «Донецком море» Валерия Троицкая не акцентирует внимание на ужасах войны, батальных сценах, боевом братстве, окопных правде и пропаганде, а уделяет внимание внефронтовой искренности, даже дежурной, но такой симпатичной нежности. Всё у неё идёт от простых людей. Причём у автора это получается гармонично, без наматывания соплей. Чего только стоит эпизод с бойцом Василием Михайловичем, который, лишившись руки на войне, впервые приезжает в Питер:
«Встретил их Игорь Шиманский и всё утро возил по городу. Василий Михайлович сидел счастливый, почти пьяный от такой красоты. Он много молчал и иногда фотографировал. Больше всего его поразила Нева. Он стоял на ветру и заворожённо смотрел, как она стремительно несёт свои тёмные воды, только что освободившиеся от льда, но ещё покрытые снежной колючей пеной. Стоял он долго, и взгляд его не рассеивался и не уставал, наоборот, был очень спокойным и сосредоточенным. И Катя его понимала. Ей тоже казалось, что природа всегда выше и осмысленней, чем сотворённое человеком. И в этой реке для неё было больше жизни, смерти, человеческих судеб и даже истории страны, чем в строгих зданиях с правильными пропорциями, с белоснежными колоннами».
И таких чистых, душевных моментов по сюжету – много.
Соглашусь с профессором СПбГУ, доктором филологических наук Сергеем Ильченко, что «Донецкое море» – «сенсация нынешнего литературного года». Такое произведение многие ждали. При этом не скажу, что перед нами «книга года» (хоть обычный читатель её таковой и считает – почитайте отзывы в интернете). При всех плюсах всё-таки, как мне кажется, «Море» – не первый номер 2024 года. И здесь не вопрос темы, которую российский массовый книжный рынок и ряд отечественных литературных премий пытаются обойти (они-то у нас раздают кнуты и пряники). Вопрос авторского стиля. Языком Валерия Троицкая не удивила. Лаконично, местами бодро идёт повествование, но и как-то зачастую слишком просто, с минимумом ярких, нешаблонных оборотов, а иногда на кусок текста – напротив: чрезмерно «в красоту». До чтива автор не скатывается, однако и не выдерживает по всему тексту свой темп выразительности. И получается некая недоделанная мозаика: кусок текста в начале повествования, там, где ещё мирная жизнь в Донецке, пестрит красками, ароматами, жизнью, оригинальными оборотами, а уже в середине, когда война поглотила Донбасс, – минимум красоты, конструкции всё сермяжнее. Чем больше по сюжету войны и человеческих трагедий – тем слабее авторский язык, спрессованнее описательность и всё больше исповедальных простеньких монологов и диалогов. Могу предположить, что такое непостоянство языка – авторский ход, как бы намёк: рассказывать о войне, о людских судьбах в зоне боевых действий нужно без высокопарных слов.
При не всегда богатом языке стоит отметить силу характеров у героев Троицкой (даже второго, третьего порядка): столкнувшись с ужасами войны, потеряв близких, они обладают сильнейшей верой в лучшее. Причём их вера – через действия: никто из персонажей, оказавшись в сложных жизненных ситуациях, не сдался. В этом талант Валерии Троицкой: заставить двигать сюжет даже тех якобы пассивных персонажей, от которых читатель не ждёт активности: с виду – обычный надломленный горем человек, но когда нужно – найдёт в себе мужество совершить, казалось бы, невозможное для себя и близких. И после череды поступков (с виду простых, но очень полезных) создаётся ощущение, что главным героем «Донецкого моря» является не 25 летняя Катя – натура активная, сильная, христианская, а все жители Донбасса и те, кто им помогает. Народ. И там уже нет разделения на донецких или иных других: есть «наши люди».
На каком-то этапе чтения создаётся ощущение, что «Донецкое море» – вполне себе антивоенный текст, но не в том виде, в котором мы привыкли его видеть в современных литературных реалиях. Очень уж искажено это понятие, доведено не просто до «Нет войне», а до прописывания безумных, отталкивающих, совсем нереалистичных сцен, которые как раз о «Да войне». Причём всё это направлено по сюжетам больше на русского солдата и лишь изредка, со сглаживанием краёв, на условного военнослужащего ВСУ. Видимо, часть литераторов настроены работать не по фактам, а упиваться русофобией.
У Троицкой герои не желают воевать. Это вынужденная мера, вопрос выживания. Чувствуется усталость персонажей от боевых действий, потерь. Нервное напряжение, которое, кажется, вот-вот перерастёт в безумие, нарастает, но потом вновь спадает. Героев спасают обычные человеческие радости, помощь близких, вновь та самая вера. Их позицию можно выразить фразой: «Войне – нет, а победе – да».
Александр Демченко