Александр Кондрашов
«Переходный возраст» Филиппа Барантини распознаётся как британское кино только по языку и праворульным машинам. История могла происходить где угодно. В том числе и у нас.
Каждый был подростком и помнит свои завихрения в 12–15 летнем возрасте, многие ещё лучше помнят «шалости» своих детей в переходном возрасте. Но в сериале, состоящем из четырёх эпизодов, снятых одним кадром (как будто документальной камерой в реальном времени), исследуется ситуация нашего века, века гаджетов. А время наше отличается от предыдущих десятилетий кардинально. Да, родители и школа с улицей влияют на подростков, как и раньше, но в XXI веке вмешались силы, которых доселе просто не было: интернет, социальные сети. И они вместе с масскультом небывало стремительно распространяют небывалые ранее «ценности» либеральной революции, выбивающей христианские опоры из-под западной цивилизации.
В основе сюжета жестокое убийство 13-летней девочки, её нашли на улице со множеством ножевых ранений. Подозревается ангельской наружности одноклассник Джейми (Оуэн Купер замечательно сыграл эту очень сложную роль), он всё отрицает. В первой серии документально точно сняты его арест ранним утром, переполох в семье, следственные действия и всё, что полагается делать в первый час после задержания. Действующие лица: следователь, подозреваемый, его отец, мать, сестра, полицейские в участке. Всё в режиме реального времени, без монтажа и склеек.
Во второй части – через три дня – чернокожий следователь (Эшли Уолтерс) приходит в школу и беседует с одноклассниками жертвы и подозреваемого, их учителями. Мы видим школьников, предоставленных самим себе, самоустранившихся педагогов и понимаем, в какой атмосфере существует школа. С ужасом осознаём, насколько она отвратительна.
В третьей – спустя семь месяцев – подозреваемый встречается с женщиной-психологом (Эрин Доэрти), которой необходимо предоставить следствию его психологический портрет. И мы понимаем, что этот обычный вроде мальчик вовсе не ангел, а затравленный, агрессивный зверёк, способный на абсолютно неадекватные поступки.
И в последней, самой страшной части, незадолго до суда, семья пытается как-то отвлечься и отметить день рождения отца (Стивен Грэм). Чем больше они стараются не ранить друг друга, тем отчётливее мы понимаем, что значит случившееся для этой недавно благополучной трудовой семьи. Где очень хороший отец, да все очень хорошие люди.
Сын из тюрьмы звонит, поздравляет папу с юбилеем и сознаётся ему в совершённом преступлении. А отец всё же сохранял надежду, что не его сын убил. И как ему пережить это? И кто виноват? Отец вспоминает, как в детстве пороли его, он же сына ни разу пальцем не тронул...
Фильм не детектив, где пошагово восстанавливаются действия подозреваемого, ищутся улики, выводится на чистую воду преступник или доказывается чья-то невиновность. Очень подробно разыгрывается реальная драма, которая становится обыденностью и может коснуться абсолютно всех. В фильме нет никаких жёстких натуралистичных сцен, но смотреть больно, потому что невольно ставишь себя на место родителей Джейми и не можешь представить, как им дальше со всем этим жить.
В реальной истории, лёгшей в основу сценария Джека Торна и Стивена Грэма, мальчик-убийца – чернокожий, но это, как мне кажется, могло бы увести историю в зону этнических конфликтов.
Удивительно, что британцы сняли такой страшный фильм про себя, про своё больное общество. Впрочем, повторяю, ужас в том, что «Переходный возраст» в разной степени, но касается всех. И непонятно, что ему противопоставить.