Проведённый в построенном к его открытию здании кинотеатра «Россия» II ММКФ запомнился двумя высокохудожественными лентами, отмеченными Большим призом фестиваля, и заключительным приёмом в Кремле с участием Юрия Гагарина. Торжественная церемония открытия фестиваля состоялась 9 июля 1961 года во Дворце спорта в Лужниках в присутствии тогдашнего высшего руководства страны. По традиции флаг фестиваля на его открытии и закрытии поднимали представители киноискусства стран, кинофильмы которых завоевали призы предыдущего кинофестиваля, – народный артист СССР Сергей Бондарчук и вьетнамская киноактриса Фам Тхи Нгок Лан. Воспоминает переводчик с вьетнамского языка Анатолий Зайцев.
«Когда до открытия фестиваля оставалось всего два дня, оказавшись на Пушкинской площади, рядом с которой круглосуточно бурлила стройка, я, как и другие прохожие, с любопытством наблюдал за лихорадочной работой множества стройбатовских солдат, разгребавших от мусора территорию вокруг нового кинотеатра, гадая, успеют ли вовремя закончить работы.
Однако строители и организаторы кинофестиваля посрамили скептиков: к утру в день открытия после последнего ночного аврала в конце сквера на развалинах древних церковных строений (!) выросло современное по тем меркам здание кинотеатра «Россия» (позднее «Пушкинский»).
К началу конкурсного показа художественных лент, казалось, всё было готово. Однако огрехи предфестивальной гонки продолжали напоминать о себе, и, как часто бывает, в самый неподходящий момент.
В день открытия кинотеатра перед началом демонстрации конкурсных фильмов случилось непредвиденное: кто-то из первых входивших в здание кинотеатра приглашённых гостей, ещё не привыкший к широким дверным проёмам из стекла, к тому же из-за спешки не обозначенным для наглядности цветными указательными полосками, попытался пройти внутрь через стекло, серьёзно поранив себя от обрушившихся на голову осколков.
В довершение всего минут через десять после начала первого показа конкурсного фильма «Голый остров» японского режиссёра Канэто Синдо (ему задолго предсказывали главный приз, и кинокритики не ошиблись) экран внезапно потух. Ещё дважды показ ленты возобновлялся и затем вовсе прекратился. Установилась томительная пауза: организаторы долго решали, продолжить демонстрацию фильма или отложить его повторный показ на другой день. Наконец объявили, что прерванный «по техническим причинам» фильм будет показан на следующий день, и зрителям было предложено посмотреть следующую по программе конкурсную ленту. Праздничное настроение, и не только у меня одного, сохранившееся после тёплых приветственных выступлений перед началом конкурсного показа, постепенно улетучивалось.
Но, оставив в стороне эти и другие накладки, неизбежные при проведении столь масштабного мероприятия, хочу передать окружавшую нас, для кого это было ещё и работой, и, конечно, зрителей, атмосферу большого праздника, волнующую от близкого прикосновения к любимому искусству и его знаменитым творцам, многих из которых довелось увидеть впервые.
Несомненно, главным событием II ММКФ стал показанный в последний конкурсный день шедевр Григория Чухрая «Чистое небо» и уже упомянутый «Голый остров» Канэто Синдо, удостоившиеся Большого приза фестиваля.
Подлинным украшением фестиваля были его гости – звёзды мирового кино. Помню, как, войдя с группой переводчиков в обеденный перерыв в ресторан второго этажа гостиницы «Москва» (там размещалась большая часть гостей и переводчики, которым выдавались талоны на питание в том же ресторане), мы впервые увидели сидящих вместе за столиком в углу Джину Лоллобриджиду и Элизабет Тейлор, которая прилетела в Москву к концу фестиваля.
Однако, пожалуй, центральным событием II Московского международного кинофестиваля стал заключительный приём для его участников в Кремле. Особое внимание к нему объяснялось участием, о чём было объявлено заранее, самого Юрия Гагарина, только три месяца назад совершившего первый в мире полёт в космос.
В зале для почётных гостей приглашённые на приём старались по возможности протиснуться поближе к главному столу, в центре которого находился ставший уже легендой космонавт. Нам это удалось не сразу, чтобы представить космонавту киноактрису из Вьетнама, призёра I Московского международного кинофестиваля.
Сенсацией на приёме, о чём потом ещё долго писали западные СМИ, стало появление в зале Джины Лоллобриджиды и Элизабет Тейлор в одинаковых, к их явному конфузу, белых ажурных платьях. (К приёму в Кремле они готовились заранее, заказав свои эксклюзивные, как потом оказалось не в единственном экземпляре, наряды у известного парижского кутюрье, которому, как писали французские газеты, разгневанная Элизабет Тейлор позже учинила судебный иск.)
Стоя неподалёку, я наблюдал, как Джина Лоллобриджида, обводя Юрия Гагарина восхищённым взглядом и энергично жестикулируя, что-то сказала ему с завораживающей улыбкой. Стоявшие близко гости и журналисты отреагировали на это дружным одобрительным смехом. «Что она сказала?» – спросил я, протиснувшись поближе, у знакомого переводчика. «Для Вас, Юра, все звёзды доступны!» (Такой мне и моим коллегам-переводчикам запомнилась эта фраза, которую мы ещё не раз повторяли, вспоминая кремлёвский приём).
Запомнилась и церемония вручения наград фестиваля. Когда, волнуясь не меньше юной вьетнамской киноактрисы Фам Тхи Нгок Лан, я переводил её выступление. В тот вечер мне в первый и последний раз довелось подняться на сцену кинотеатра «Россия». Сразу после закрытия фестиваля он был надолго закрыт на «косметический ремонт».