Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 17 января 2024 г.
Литература Интервью

Читатели и Сеть

Пока наше сознание не станет виртуальным, об исчезновении бумажных книг можно не беспокоиться

17 января 2024

Анатолий Белоусов – издатель и писатель в одном лице, что позволяет ему оценивать процессы, происходящие на отечественном книжном рынке, с разных точек зрения. О перспективах жанра нон-фикшен и эволюции книгоиздания в последние десятилетия он размышляет в беседе с корреспондентом «ЛГ».

– Анатолий Анатольевич, вы автор не только художественных книг, но и книг в жанре нон-фикшен. Некоторые эксперты отмечают, что нон-фикшен сейчас на пике. Согласны с такой оценкой?

– Если верить статистике, то в прошлом (2023) году интерес читателей к книгам категории нон-фикшен вырос с 34 до 52%. И мне кажется, что в ближайшие годы интерес читателей к данному виду литературы будет только увеличиваться.

А поскольку именно спрос рождает предложение, будет расти и число авторов, пишущих нон-фикшен. Будет преумножаться количество наименований книг, расширяться спектр освещаемых тем. Будут расти объёмы тиражей.

Поэтому я уверен, что до пика нам ещё далеко. Как минимум до конца текущего десятилетия интерес к литературе нон-фикшен в России будет увеличиваться с каждым годом. Пусть и не столь бурно, как это произошло в минувшем году.

– Какую роль, по вашему мнению, играют СМИ и соцсети в формировании читательской культуры в нашей стране?

– Признаюсь честно, одно время мне казалось, что современная молодёжь читает всё меньше и меньше, а в будущем эта тенденция только усилится. К счастью, мои опасения оказались сильно преувеличенными. Теперь я могу сказать это совершенно точно: современная российская молодёжь читает! И читает достаточно много. Есть ли в этом заслуга СМИ и социальных сетей? Несомненно!

Начало этому процессу, как мне кажется, было положено с появлением в рунете блог-платформы «Живой Журнал». Именно он явился предтечей таких уже чисто литературных соцсетей, как, например, «ЛайвЛиб» (социальная сеть для любителей книг). Или «ЛитРес», изначально задумывавшийся всего лишь как магазин электронных книг, но к настоящему моменту выросший до уровня целой экосистемы, где авторы и читатели могут полноценно взаимодействовать друг с другом.

Конечно же, весьма весомый вклад в формирование читательской культуры вносят и такие крупнейшие СМИ, как «Литературная газета» или «Литературная Россия». И вклад этот, как мне кажется, гораздо более эффективен, чем даже уроки литературы в школе. Ведь к страницам этих изданий люди обращаются по собственной воле и руководствуясь исключительно интересом.

– Вы окончили Удмуртский государственный университет по специальности «издательское дело и редактирование». Можете рассказать, чем отличается издательский процесс 90-х годов от нынешнего книгоиздания?

– Прежде всего следует сказать, чем отличается издательский процесс 90-х от издательского процесса советского периода. Ведь если в советское время государство определяло, что именно должны читать советские люди, то начиная с 90-х все эти процессы стали регулироваться рынком и законами спроса и предложения (что наблюдается и по сей день).

Вообще, чисто технически издательский процесс можно разделить на четыре основных этапа: создание произведения и формирование издательского портфеля, подготовка произведения к изданию (редакционный этап), полиграфическое исполнение издания (подготовка издательского оригинал-макета и печать тиража) и, наконец, продвижение и продажа готовой продукции.

Сегодня, в отличие от 90-х годов, серьёзные изменения претерпели прежде всего сама технология печати и маркетинговое продвижение готовой книги. Так, если раньше, чтобы оказаться рентабельным, издание должно было выпускаться достаточно большим тиражом, то сегодня новые технологии позволяют издавать книги тиражом всего в несколько десятков штук, а то и единичными тиражами.

Что касается маркетинга и продвижения изданной книги, сегодня эти процессы процентов на восемьдесят переместились в интернет и лишь двадцать процентов приходится на долю всевозможных офлайновых методов. Стоит ли говорить, что в 90-е, когда интернет в России был скорее диковинкой, на методы офлайнового продвижения приходились все 100 процентов.

Ну и самое главное: в 90-х практически отсутствовал такой формат, как электронные книги. Сегодня порядка 30% книг читается именно в электронном формате.

– Вы написали несколько книг на тему электронной коммерции и заработка в интернете. Как вы считаете, издательская сфера может полностью существовать и развиваться в Сети?

– Подобное могло бы произойти лишь в одном случае – это если бы читательская аудитория полностью перешла на чтение исключительно электронных книг. Не знаю, к счастью или к сожалению, но ничего подобного в обозримом будущем я не вижу. Бумажную книгу с её неповторимым запахом, приятным тактильным ощущением и, наконец, с её эстетикой электронная книга заменить не сможет никогда. А значит, несмотря на переход части издательских процессов в Сеть, полностью издательская сфера перебраться в интернет не сможет. По крайней мере до тех пор, пока человечество не научится виртуализировать наше сознание и пока мы сами не переберёмся жить в Сеть подобно героям фантастических фильмов типа «Матрицы» или «Газонокосильщика».

Беседу вела Алексия Сандрин


Тэги: Приглашение к диалогу
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Мастерство опустошения

    31.07.2024
  • Вечное не отменить

    25.07.2024
  • Нам нужна культурная интеграция

    12.07.2024
  • Сайты как университеты

    05.07.2024
  • Мы выстоим!

    04.07.2024
  • Страшат не санкции, а духовный раскол

  • Книга.FM

  • Регистры речи

  • Стандарт, диагноз или... призвание?

  • Ключ от тайной комнаты

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг Форум
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS