Анатолий Белоусов – издатель и писатель в одном лице, что позволяет ему оценивать процессы, происходящие на отечественном книжном рынке, с разных точек зрения. О перспективах жанра нон-фикшен и эволюции книгоиздания в последние десятилетия он размышляет в беседе с корреспондентом «ЛГ».
– Анатолий Анатольевич, вы автор не только художественных книг, но и книг в жанре нон-фикшен. Некоторые эксперты отмечают, что нон-фикшен сейчас на пике. Согласны с такой оценкой?
– Если верить статистике, то в прошлом (2023) году интерес читателей к книгам категории нон-фикшен вырос с 34 до 52%. И мне кажется, что в ближайшие годы интерес читателей к данному виду литературы будет только увеличиваться.
А поскольку именно спрос рождает предложение, будет расти и число авторов, пишущих нон-фикшен. Будет преумножаться количество наименований книг, расширяться спектр освещаемых тем. Будут расти объёмы тиражей.
Поэтому я уверен, что до пика нам ещё далеко. Как минимум до конца текущего десятилетия интерес к литературе нон-фикшен в России будет увеличиваться с каждым годом. Пусть и не столь бурно, как это произошло в минувшем году.
– Какую роль, по вашему мнению, играют СМИ и соцсети в формировании читательской культуры в нашей стране?
– Признаюсь честно, одно время мне казалось, что современная молодёжь читает всё меньше и меньше, а в будущем эта тенденция только усилится. К счастью, мои опасения оказались сильно преувеличенными. Теперь я могу сказать это совершенно точно: современная российская молодёжь читает! И читает достаточно много. Есть ли в этом заслуга СМИ и социальных сетей? Несомненно!
Начало этому процессу, как мне кажется, было положено с появлением в рунете блог-платформы «Живой Журнал». Именно он явился предтечей таких уже чисто литературных соцсетей, как, например, «ЛайвЛиб» (социальная сеть для любителей книг). Или «ЛитРес», изначально задумывавшийся всего лишь как магазин электронных книг, но к настоящему моменту выросший до уровня целой экосистемы, где авторы и читатели могут полноценно взаимодействовать друг с другом.
Конечно же, весьма весомый вклад в формирование читательской культуры вносят и такие крупнейшие СМИ, как «Литературная газета» или «Литературная Россия». И вклад этот, как мне кажется, гораздо более эффективен, чем даже уроки литературы в школе. Ведь к страницам этих изданий люди обращаются по собственной воле и руководствуясь исключительно интересом.
– Вы окончили Удмуртский государственный университет по специальности «издательское дело и редактирование». Можете рассказать, чем отличается издательский процесс 90-х годов от нынешнего книгоиздания?
– Прежде всего следует сказать, чем отличается издательский процесс 90-х от издательского процесса советского периода. Ведь если в советское время государство определяло, что именно должны читать советские люди, то начиная с 90-х все эти процессы стали регулироваться рынком и законами спроса и предложения (что наблюдается и по сей день).
Вообще, чисто технически издательский процесс можно разделить на четыре основных этапа: создание произведения и формирование издательского портфеля, подготовка произведения к изданию (редакционный этап), полиграфическое исполнение издания (подготовка издательского оригинал-макета и печать тиража) и, наконец, продвижение и продажа готовой продукции.
Сегодня, в отличие от 90-х годов, серьёзные изменения претерпели прежде всего сама технология печати и маркетинговое продвижение готовой книги. Так, если раньше, чтобы оказаться рентабельным, издание должно было выпускаться достаточно большим тиражом, то сегодня новые технологии позволяют издавать книги тиражом всего в несколько десятков штук, а то и единичными тиражами.
Что касается маркетинга и продвижения изданной книги, сегодня эти процессы процентов на восемьдесят переместились в интернет и лишь двадцать процентов приходится на долю всевозможных офлайновых методов. Стоит ли говорить, что в 90-е, когда интернет в России был скорее диковинкой, на методы офлайнового продвижения приходились все 100 процентов.
Ну и самое главное: в 90-х практически отсутствовал такой формат, как электронные книги. Сегодня порядка 30% книг читается именно в электронном формате.
– Вы написали несколько книг на тему электронной коммерции и заработка в интернете. Как вы считаете, издательская сфера может полностью существовать и развиваться в Сети?
– Подобное могло бы произойти лишь в одном случае – это если бы читательская аудитория полностью перешла на чтение исключительно электронных книг. Не знаю, к счастью или к сожалению, но ничего подобного в обозримом будущем я не вижу. Бумажную книгу с её неповторимым запахом, приятным тактильным ощущением и, наконец, с её эстетикой электронная книга заменить не сможет никогда. А значит, несмотря на переход части издательских процессов в Сеть, полностью издательская сфера перебраться в интернет не сможет. По крайней мере до тех пор, пока человечество не научится виртуализировать наше сознание и пока мы сами не переберёмся жить в Сеть подобно героям фантастических фильмов типа «Матрицы» или «Газонокосильщика».
Беседу вела Алексия Сандрин