Протоиерей Олег Штельман стал поэтом благодаря священным текстам. В беседе с корреспондентом «ЛГ» он размышляет о значении литературы для духовного развития человека, о критике и ответственности за написанное.
– Вы священник и одновременно признанный поэт. Как в вашей жизни переплелись эти две стези служения? Увлечение поэзией появилось до вашего воцерковления или, напротив, чтение духовных текстов породило желание творить?
– Пробовать себя в поэзии я начал в старших классах в школе, потом в армии. Когда я вернулся из рядов Советской армии, первый год для меня был очень насыщенным – я искал своё место в жизни. Я любил петь и мечтал стать певцом, затем увлёкся театром и мечтал стать актёром. Но больше всего меня волновал вопрос: есть ли Бог? Постепенно Господь открывался мне. Я не буду подробно об этом говорить – никакой газеты не хватит, но я убедился и понял, что Бог есть. Мне повезло в этот период встречаться и общаться со старцем протоиереем Николаем Гурьяновым. Каждый раз после встречи с ним у меня вырастали духовные крылья. Я стал изучать Священное Писание, церковнославянский язык. Вскоре в храме мне стали доверять читать во время богослужения часы, каноны, Шестопсалмие и Псалтырь.
Чем больше я читал, тем больше замечал, что в церковнославянских текстах присутствуют поэтические образы, которые помогают гораздо глубже отобразить мысль, заложенную в этих текстах. Это развило во мне поэтическое мышление и помогло в моей духовной поэзии. Поэтому, когда сегодня кто-то говорит, что нужно богослужение перевести на чисто русский язык, меня от этого коробит. Конечно, есть в церковнославянском языке некоторые сложные слова, которые непонятны современному человеку. Их можно заменить, но не все тексты. Сегодня многие люди изучают по несколько иностранных языков и бравируют этим. На российском телевидении, как мне кажется, более пятидесяти процентов песен звучат на иностранных языках. Но если многие учат иностранные языки, то тем более нужно подружиться с церковнославянским языком.
И вообще, я как священник и поэт хочу заявить: тот, кто хочет стать настоящим поэтом, должен изучать церковнославянский язык, это очень поможет.
– Жизнь поэта полна соблазнов: столкновение с критикой, в том числе агрессивной, вероятность звёздной болезни, желание разгромить чужие стихи. Что помогает сохранять внутренний баланс?
– Балансировать среди соблазнов и искушений душе помогает Истина – Христос. Потому что Христос учил верующих смирению и простоте. Если ты совершаешь даже самый великий подвиг, но с гордыней, то для Бога это ничто. Но если человек совершает небольшой поступок, но со смирением, то для Бога он является великим.
Сам я не берусь критиковать чужие стихи. Если спросят, то могу поделиться мыслями.
Мои стихи иногда подвергались резкой, даже разгромной критике. Но все авторы этих критических замечаний сами были чужды поэзии. Однажды мне позвонил один пожилой архимандрит с богословским званием, который прочёл мою книгу «Что спасёт мир», и сказал: «Я благодарю вас за ваши стихи, они очень вдохновляют, и, читая их, хочется жить». Для меня это была лучшая оценка и рецензия. Каждому поэту и прозаику важно знать, напрасно ли ты мараешь бумагу. Участие в различных литературных конкурсах очень значимо для пишущего человека как возможность узнать мнение профессионалов.
– Как вы считаете, чтение хорошей художественной литературы приближает человека к Богу?
– Безусловно, приближает. Хорошая художественная литература развивает в человеке образное мышление, философский взгляд. Ведь люди приходят к Богу осмысленно. И у истинно верующих людей нет места фанатизму. Если он есть, то это путь к духовной пропасти. Говоря о возвышающей литературе, хочется вспомнить произведения таких писателей, как Достоевский, Гоголь, Шмелёв, Бунин, Лесков и др.
– Основная тема вашей поэзии – философия. По мере приобретения нового жизненного опыта философских вопросов становится больше или меньше?
– У меня их уже нет, они закончились. Есть только желание поделиться своими откровениями поисков с другими. Ведь любой художник слова, прежде чем что-то написать, должен хорошо понимать сам то, чем он хочет поделиться с читателем, и осознавать ответственность за написанное слово. Ведь Христос, предупреждая, сказал: «За всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда» (Мф. 12:36, 37).
Поэтому я всегда долго взвешиваю и обдумываю то, о чём хочу написать. И когда пишу, то за каждое слово готов ответить Господу.