Обретение Казахстаном независимости – явление многовекторное. Оно, в частности, дало и новый импульс для более глубокого постижения истории его народа, идущей из глубины веков, в том числе и тех её аспектов, которые многие годы замалчивались или освещались в идеологизированном, конъюнктурном свете.
Это касается и общественных движений, например движения «Алаш» – одновременно просветительского и национальноосвободительного, а также деятельности отдельных крупных личностей казахского обширного небосвода. К таким неординарным личностям в первую очередь можно отнести легендарного Абая Кунанбаева, поэта и мыслителя, фигуру возрожденческого характера. 175-летний его юбилей вызвал и широкий читательский интерес к наследию этого степного титана, и новые научно-исследовательские изыскания о нём. В этом отношении ключевой фигурой в изучении жизни и творчества Абая является и известный казахстанский историк, доктор исторических наук, академик Национальной академии наук, профессор Ерлан Сыдыков.
С его изысканиями я лично знаком не первый год, а надо сказать, что Ерлан занялся ими не в угоду «новым временам», а исподволь, издавна, ещё в годы нашей общей советской действительности. И его внимание концентрируется не только на самом Абае, а я бы сказал – на абаевской вселенной, в которую входят и такие незаурядные личности, как Кунанбай Ускенбайулы, отец Абая, один из региональных административных руководителей казахского общества XIX века, а также философ-самородок Шакарим Кудайбердиев и лидеры движения «Алаш», политические и административные деятели так называемого тогдашнего правительства автономии «Алаш-Орды», входившие, кстати говоря, и в первые государственные думы ещё царской России.
В настоящее время профессор Сыдыков возглавляет в Казахстане авторитетный Евразийский университет, носящий знаковое имя русского учёного Льва Гумилёва, и его научные интересы совершенно закономерно концентрируются на евразийской теме, на самоопределении казахской нации, на интеллектуальной интеграции Великой степи и России, подстепья, их пограничья. Своеобразным верстовым столбом в научных изысканиях Сыдыкова стоит многозначная фигура Шакарима Кудайбердиева, младшего современника способного преемника Абая, его племянника. Судьба Шакарима трагична. Этот учёный-энциклопедист стал современником трёх революций, Гражданской войны, установления советской власти в Казахстане, жизнь его оборвалась уже в первой трети XX века.
Труды Шакарима стали не только своеобразным продолжением раздумий о жизни и месте человека на земле его старшего собрата, но и предпосылкой для идеологии общественно-просветительского и политического движения «Алаш», в котором философ также занял в своё время заметное административное место. Любопытно, сообщает автор исследований, что из многих возможных псевдонимов Шакарим выбрал для себя «ұмытылган» – «забытый». Его имя, его трагические прозрения и предвидения действительно были позабыты на многие десятки лет. Характерная деталь: членом первой общественной комиссии, собравшей в начале 1960-х годов воспоминания, свидетельства современников о Шакариме Кудайбердиеве – вопреки настроениям власти, – был и отец Ерлана Сыдыкова Батташ Сыдыков. Которого, к слову, я знал лично: Батташ возглавлял областной семипалатинский телерадиокомитет в то время, когда я служил заместителем председателя Гостелерадио СССР. Живой, подвижный, острый на язык, он всегда отличался самостоятельностью суждений – во всём. Познакомившись несколько лет назад с его сыном, я понял, что и сын унаследовал от отца эти замечательные качества.
В какой-то степени Ерлан продолжил благородные поиски отца и его стремление вызволить имя Шакарима из забвения. Им создана фундаментальная энциклопедия «Шакарим», в которой приняли участие многие серьёзные исследователи, причём не только из Казахстана. Этот труд Ерлан и посвятил с благодарностью памяти своего отца – одного из «первооткрывателей» Шакарима. К этой же теме примыкает и его издание «Шакарим и Алаш-Орда», а также документально-биографическое повествование «Шакарим». Кстати эта книга вышла в Москве в издательстве «Молодая гвардия», в серии «Жизнь замечательных людей». Надо сказать, что профессора Сыдыкова неплохо знают и в научной, университетской российской среде, и в нашей читательской аудитории: несколько книг его, уже после «Шакарима», выходили в российской столице, в том числе в издательстве «Художественная литература», – это и «Джамбул», и монументальная энциклопедия «Лев Гумилёв», научным руководителем в подготовке которой являлся Е. Сыдыков. Интерес представляет и его монография «История города Алаш» – этот городок расположен на левом берегу Иртыша, был в своё время политическим и административным центром так называемого правительства «Алаш Орды». В канун 175-летнего юбилея Абая профессор Сыдыков подготовил и выпустил в Москве, опять же в «Молодой гвардии», в серии «ЖЗЛ», основательный биографический фолиант «Кунанбай». Такого действительно обстоятельного исследования и описания жизни отца великого Абая и его влияния на судьбу и творчество сына ещё не было. Книга полна познавательных исторических сведений, деталей, описания малоизвестных эпизодов биографии властного волостного правителя Казахстана XIX века.
Книги Ерлана Сыдыкова действительно восполняют известную лакуну в истории Казахстана и его творческой, научной, этнографической и гуманитарной мысли. В них воссоздаются идейно-исторические предпосылки, из которых эволюционно родилось и окрепло и национальное самосознание казахов, и впоследствии их государственная самостоятельность. Они написаны хорошим русским языком, знакомят русскоязычного читателя и с историческими реалиями минувших дней, и с раздумьями, прозрениями и предвидениями самобытных национальных интеллектуалов рубежа XIX–XX веков. Эти мысли при всей их национальной окраске имеют общечеловеческие корни и ценны, поучительны для любого думающего человека независимо от его национальности. Но в научнопублицистическом творчестве Ерлана Сыдыкова есть и ещё один очень важный сегодня аспект. В своих исследованиях автор скрупулёзно прослеживает связи философской мысли, практического опыта и литературного наследия своих героев, столпов казахстанского менталитета, с русской культурой, с общественными, политическими движениями в России, с нашей общей, пускай и драматической, народной судьбой. Он дорожит этими золотыми прожилинами, всячески обозначает их и сам, следуя главным, корневым заветам того же Абая, следует им и как руководитель уважаемого на постсоветском пространстве Евразийского университета имени Льва Гумилёва, и как серьёзный научный исследователь.
…Время от времени мы встречаемся с ним и в Казахстане (однажды вместе побывали на археологических раскопках в древнем пограничном городке Таразе), и в Москве. По натуре, как и отец, живой, импульсивный, он всё-таки ушёл от телевидения, от журналистики вглубь: в серьёзную историческую науку. И снискал на этом пути определённую известность и авторитет. Насколько я знаю, его книги выдвинуты сейчас на соискание Государственной премии Казахстана. Разумеется, присуждение подобных наград – дело сугубо суверенное, но лично я, как один их сыдыковских русских читателей, как один из его московских издателей, был бы искренне рад, если бы он, Ерлан Сыдыков, был действительно удостоен этой высокой награды. Это была бы и достойная дань памяти его замечательному отцу, одному из «чернорабочих» подвижников практической дружбы наших братских народов.