Не так давно в информационном агентстве «Аврора» прошла прессконференция с участием представителей партии «За правду» – З. Прилепина, И. Охлобыстина и Вл. Меньшова. Тема – несостоятельность ЕГЭ.
Правды, хоть партия за неё и ратует, не получилось. Не потому, что собравшиеся лгали, а потому, что они просто не в теме.
Давайте наконец поговорим «про это» ЕГЭ не с эмоциями в сердцах, а с тестами в руках.
Какова структура единого экзамена, к примеру, по русскому языку? В нём 26 заданий (27-е – сочинение). Самый большой блок – по орфографии. Это и понятно. Всё-таки главное, чему учат на уроках русского языка, – писать буквы: безударная и чередующаяся гласная в корне слова, пре- и при-, не и ни, н и нн и т.д. Чуть меньший блок – по пунктуации: причастный и деепричастный обороты, вводные слова, однородные члены, сложные предложения и т.п.
Причём, замечу, во всех этих заданиях нужно не выбрать из имеющихся вариантов, а поставить самому – букву или знак (Вл. Меньшов назвал ЕГЭ «системой отгадок». Мудрено 26 раз «отгадать». Если «отгадал», то, может быть, просто – грамотный?).
И это далеко не всё. Есть в ЕГЭ по русскому задания по грамматике: одиннадцатиклассник должен не просто найти ошибку, но и правильно её классифицировать. (Например, в предложении «Вопреки предсказаний старожилов было тепло» – неправильно употреблена падежная форма существительного с предлогом).
Есть – по орфоэпии, есть – по лексикологии, есть даже по поэтике.
Кроме того, 27-е задание – это сочинение по исходному тексту. Что это такое? Выпускник должен прочесть предложенный текст, определить проблему, которая в нём поднимается, и высказать своё отношение к ней.
ЕГЭ – такой, какой он есть сейчас, – позволяет (и заставляет!) повторить теоретический курс русского языка с 5 по 9-й класс, а также проверить навыки работы с текстом и умение писать сочинение. Что в этом плохого?
ЕГЭ дисциплинирует. В нём есть здоровая соревновательность, которую так любят дети. Кроме того, этот экзамен – объективный. Марьиванна, недолюбливающая ученика Петрова, не сможет снизить ему отметку: проверяет не она, а компьютер (тестовую часть) и эксперты (сочинение).
На мой взгляд, ЕГЭ – экзамен толковый и достаточно сложный. Не уверена, что все «заправдисты» бы с ним справились: ну буквы бы вставили, а вот что такое «парцелляция» или «метонимия», может, и не вспомнили бы.
И у меня к ним вопрос: а что вы предлагаете взамен? Снова устный экзамен по билетам, как было в советской школе, когда ученик должен был ответить всего на 2 вопроса?
Или диктант? Но это опять-таки проверка пяти, от силы семи, а не двадцати правил. Что уж говорить о ЕГЭ по литературе, где 5 (!) сочинений и 12 заданий по теории.
Мне приходилось слышать мнение: «ЕГЭ по литературе – какой ужас!» А, собственно, почему? Сдают же экзамены будущие артисты, художники, страшно сказать! – священники. Почему же не сдавать его будущим литераторам или литературоведам?
Как-то в Переделкине в писательской компании зашёл разговор о едином экзамене. Пожилой писатель строго спросил меня: «Ну и какие там в этом вашем ЕГЭ вопросы? Какой породы была собака Герасима?»
Я ответила, что такой ерунды нет и никогда не было, а есть, например: назвать жанр произведения, определить стихотворный размер, найти синекдоху…
Последнее моего визави просто взбесило! «Синекдóху!.. – завопил он, почему-то делая ударение на предпоследнем слоге. – Это вместо того, чтобы воспитывать патриотизм!..»
Не понимаю, почему синéкдоха мешает патриотизму, и напоминаю, что ещё Пушкин сетовал на то, что его герой не мог отличить «ямба от хорея». Впрочем, догадываюсь: мой знакомец, очевидно, сам не знал, что такое эта самая «синекдоха». Ну или запамятовал.
Снова спрошу: что вместо ЕГЭ? Сочинение? Но оно – итоговое – уже есть. И на сочинении не проверишь знания по теории, которая есть у литературы, как у любого искусства или науки.
…Из всех «заправдистов», кричащих о несостоятельности ЕГЭ, «правее» всех, пожалуй, Прилепин, тоскующий о «всестороннем образовании».
Я тоже за то, чтобы современный одиннадцатиклассник сдавал выпускные экзамены по всем предметам, как это делали мы: не было ни одного случая, чтобы «умер» гуманитарий, сдававший математику, и технарь, сдававший литературу.
Считаю, что выпускник двадцать первого века должен сдавать обязательные экзамены по русскому и английскому языкам, литературе, истории, географии, математике, физике и химии. И, по выбору, по МХК (мировой художественной культуре). Тогда не будет такого, как в интервью победительницы конкурса «Миссис Россия-2012», когда красавица не знала, Земля вращается вокруг Солнца или наоборот.
Что касается призыва «заправдистов» 2 декабря не отправлять детей в школы «на уроки натаскивания на ЕГЭ», а заменить их лекциями ведущих российских писателей и деятелей культуры, то здесь лукавство и передёргивание.
Учителя не натаскивают на ЕГЭ (да и сделать это нельзя!), а при помощи тестов организуют системное повторение пройденного материала. А что касается «лекций» – школа даёт базовые знания: таблицу умножения, «жи-ши», параллели и меридианы, «Муму» и «Войну и мир». Может, лекции и продвинутее, но нельзя строить верхние этажи, не заложив фундамента.
Очень надеюсь, что праведный гнев участников конференции рассосётся. Вот ведь Иван Охлобыстин, с которым некоторое время назад мы были в одном храме (он батюшкой, я – прихожанкой), расстригся. Рассосалось. А храм остался.