Милана Денисова
В предпраздничной суете хочется не шедевра, а лёгкого новогоднего развлечения. «Письмо Деду Морозу» и «Наш папа – Дед Мороз!» – классические продукты в жанре «семейное кино на Новый год». Они обещают волшебство, тепло, смех, однако выдают их с похожими производственными огрехами.
В «Письме деду Морозу» юрист Пётр (Антон Филипенко) – человек-правило, без фантазии и мечтаний, но его жизнь переворачивается, когда дети находят старые письма, которые он в 90-е писал Деду Морозу, и отправляют их по волшебному адресу. И новогоднее утро начинается с чудесного исполнения всех детских желаний: от горы конфет до... женитьбы на звезде культового сериала «Дикий ангел» – самой Наталии Орейро! Петру предстоит не только спастись от сказочного абсурда, но и защитить свою семью и, кажется, весь мир от последствий собственных детских фантазий. Сюжет динамичный, перебегающий по разным ярким локациям, правда, предсказуемый. Единственный неожиданный и по-настоящему трогательный поворот – когда взрослые герои осознают, что попали в ловушку, мудро расставленную их собственными детьми.
В фильме «Наш папа – Дед Мороз!» главный герой Фёдор (Дмитрий Чеботарёв) – строитель, живущий с братом-инвалидом, за которым нужен постоянный уход. Его девушка не выдерживает такой нагрузки и уходит. Чтобы оплатить операцию брату, Фёдор решает поработать Дедом Морозом. Эти драматичные события втиснуты в первые 10 минут – расставание, поиск работы, решение стать Дедом Морозом. Как будто завязка лишь досадная формальность, которую нужно побыстрее преодолеть на пути к главному – трогательным встречам Деда Мороза с детьми.
Главные герои двух фильмов внешне похожи друг на друга как братья и объединены одной ключевой чертой – усталостью. Но разного свойства. Пётр (Филипенко) устал от порядка: он выглядит как человек, высушенный изнутри бесконечными правилами, дедлайнами и серыми костюмами. В нём нет энергии, он реагирует на хаос вокруг с пассивной обречённостью.
Фёдор (Чеботарёв) устал от борьбы. Его усталость физическая, накопленная тяжёлой работой. Но в его глазах в отличие от Петра есть внутренний огонь, решимость. Когда он надевает бороду Деда Мороза, происходит преображение: усталый строитель исчезает, появляется человек, способный дарить искреннюю радость. Чеботарёв в этой сказочной роли органичный и вдохновенный.
Ирония в том, что оба героя такие разные, но оба не могут в новогодние праздники без Дедушки Мороза. Только один от него бежит как от кошмара, а второй сам становится им, находя в этом спасение.
«Письмо…» с мечтами об «Адидасе» и о «много колы», плакатами с Орейро, заезженной, но до боли знакомой «Камбьо долор» – настоящий подарок для поколения 40+. Наталия Орейро здесь не просто камео. Её героиня органично вписана в сюжет, а её природное обаяние и попытки говорить по-русски вызывают искреннюю симпатию.
Лучшие сцены фильма «Наш папа…» – те, где стирается грань между игрой и реальностью, когда Фёдор – Дед Мороз фантазирует с ребёнком о динозаврах, пытается достучаться до подростка в телефоне или дарит щенка. Особенно пронзителен микродиалог с девочкой, которая верит в волшебного дедушку, но разуверилась в вечно отсутствующем папе. Дмитрий Чеботарёв в этой роли убедителен и трогателен.
О «заводском браке». В «Письме...» есть момент, перечёркивающий добрую атмосферу фильма. Реплика героини Кристины Асмус о том, что Орейро «пропала в 2000-х» – не шутка, а хамство, основанное на незнании (актриса успешно снималась все эти годы). А в «Нашем папе...» сомнение вызвал образ брата-инвалида (Кирилл Русин). Он своим нытьём и грубостью совсем не вызывает сочувствия – персонаж не заслуживает хеппи-энда, который ему дарят в финале. А между Фёдором и его возлюбленной (Наталья Подольская) нет того, что сейчас называют химией. В сравнении с органичным Чеботарёвым и ярким Охлобыстиным (который, впрочем, всегда играет самого себя) Филипенко кажется каким-то «дохловатым», эмоционально бедным. Парадоксально, но Дима Билан в двухминутной сцене выглядит более естественным и живым.
Тем не менее такие новогодние фильмы нужны. Это необходимое сезонное развлечение, этакий кинематографический фастфуд. Вкус не идеальный, но без этих «подарочных наборов» с красивыми добрыми кинокартинками и узнаваемыми лицами на Новый год не обойтись.