Наталия Ячеистова. Тонкая грань: сборник рассказов. – М.: У Никитских ворот, 2023. – 360 с.
Книга Наталии Ячеистовой «Тонкая грань» – искренняя, цельная, лаконичная и вместе с тем – ёмкая. Автор очень точно подмечает состояния людей, тончайшие оттенки их чувств, детали пейзажа. Читаешь – и словно прикасаешься к чистому роднику, напоминающему о детстве, любви, счастье – о том ценном, что есть в нашей жизни. Созданные прозаиком описания окружающего мира образны и поэтичны. Вот, например, строки из рассказа «Голосов овраг»: «Несмотря на стужу, меж тёмных отполированных камней резво бежал ручей. Над ним нависали, причудливо раскинув ветви, старые деревья с потрескавшейся корой, покрытые шапками снега». Интересно, что один из четырёх разделов книги посвящён Китаю, и автор описывает эту страну такой, какой видят и воспринимают её герои книги («Алая роза, белая роза», «В окрестностях Гуйлиня» и др.).
Состояние природы в прозе Наталии Ячеистовой неразрывно связано с переживаниями персонажей. Наиболее ярко это можно увидеть в рассказе «Фиолетовый цветок», пожалуй, самом трогательном в книге. Он повествует о жизни одной семьи, в которой внешне вроде бы всё хорошо. Сергей любит свою супругу Лену, но, увлечённый работой, не уделяет ни ей, ни их сыну достаточного внимания. Лена переживает, её напряжение автор передаёт, например, в таком диалоге:
«– А папа с нами пойдёт? А, пап? – Андрейка вопрошающе уставился на отца.
Сергей не успел ответить ему, как Лена уже потянула сына за руку:
– Нет, папа не пойдёт. Он занят, у него много работы. – И опять – не глядя на него, без упрёков, но сухо, отстранённо».
Лена уводит сына, и по дороге они встречают красивый фиолетовый цветок. Лена решает сорвать его на обратном пути, но забывает, что её очень расстраивает. Каково же изумление героини, когда она, вернувшись домой, видит тот самый цветок в вазе. Его принёс для неё Сергей. Этот эпизод становится важным для пробуждения тёплых чувств.
В центре сюжета рассказа «Тонкая грань», давшего название сборнику, – экскурсия в психиатрическую больницу Кащенко. Пока красивая, уверенная в себе гид Марина воодушевлённо сыплет фактами об истории знаменитой больницы, героиня книги Татьяна вспоминает, как видела эту женщину в поезде, отчаявшуюся, не верящую в то, что кому-то нужна. Пребывание на территории психиатрической больницы, размышления о грани между безумием и гениальностью, случайная встреча взглядами с одним из пациентов Кащенко истощают Таню: «В течение нескольких часов я словно шла по грани, разделявшей прошлое и настоящее, самоотверженность и боль, отчаяние и воскресение к жизни. Это была очень тонкая, почти невидимая грань».
Многие герои произведений Ячеистовой утратили естественную и прекрасную способность чувствовать мир, проявлять свои эмоции и сообщать о них. Но автор показывает: есть встречи и обстоятельства, которые могут встряхнуть, пробудить к жизни, вернуть людям самих себя. И это, на мой взгляд, одно из главных достоинств книги.