«В течение ряда лет я получаю из Старой Руссы журнал «Введенская сторона» и стал его внимательным читателем. «Введенская сторона» – явление редкое не только для Старой Руссы или Северо-Запада, мне кажется, это единственный в своём роде журнал такого качества и наполнения в России» – так пишет Даниил Гранин.
Уже тринадцатый год живёт в нашем культурном просторе этот поразительный феномен – журнал для юношества и молодёжи «Введенская сторона» (art-storona. ru). Придумал и издаёт его член Союза художников России, создатель авторской детской художественной студии Николай Михайлович Локотьков, как его характеризуют, «уникальный и маниакальный двигатель русской культуры, из своей трёхкомнатной квартиры сделавший редакцию одного из самых уважаемых ныне журналов об искусстве для школьников, учителей, родителей».
Ничего маниакального в Локотькове я не нахожу. Да, подвижник. А кто ещё возьмётся в наше время издавать художественно-просветительский полноцветный журнал для молодёжи, хоть и давши ему раззамечательное название (по району Старой Руссы, где располагается Введенско-Богородичный храм)!
Журнал, которому в своё время помогла Людмила Путина, был отмечен премией Правительства Российской Федерации в области печатных СМИ «За вклад в сохранение и популяризацию культурного наследия страны, воспитание и просвещение молодёжи». Он в самом деле является если не лучшим, то одним из лучших профильных изданий на русском языке. Об этом говорит и премия 2009 г. – имени академика Д.С. Лихачёва – за выдающийся вклад в сохранение культурно-исторического наследия России. Нам привелось слышать и впечатления людей из разных регионов нашей огромной единой Родины – будь то деятели культуры, студенты, школьники, домохозяйки – Москвы, Питера, Владивостока, Белгорода, Харькова, Черкасс. И все, не договариваясь, твердят: «Мы среди профильных изданий ничего лучшего в руках не держали».
Журнал стал по географии международным, а по наполненности и отзывчивости – всемирным, и это, по сути, есть своеобразная космическая духовная воронка, в которую втягиваются большие культурные просторы. Возможно, дело тут в непостижимом феномене, отзвуком коего нам известен Достоевский, связанный родовыми, творческими и биографическими узами со Старой Руссой.
Уместно сказать, что в изобразительном журнале немало страниц уделено литературному творчеству. Есть двухстраничный разворот «Классика» для поэтов прежних эпох, есть «Поэтическая палитра», в которой публикуются (с фотопортретами!) в каждом номере четыре молодых стихотворца. Например, в последнем номере это были лауреаты Международного фестиваля поэзии в Ялте СИНАНИ-2010, а в предпоследнем – участники харьковского семинара русской поэзии, проведённого в рамках конкурса «Молодая Слобожанщина – 2010». Есть и раздел прозы, а также рубрика «Чтение под абажуром».
Каждый номер «ВС» – словно перл, выношенный и выверенный. Взяв для примера наугад один из номеров, вы можете обнаружить в нём то поэтические строки молодого Андрея Платонова (а многие и не ведали, что этот златоуст ещё и стихи писал!), то Н. Заболоцкого, то Ф. Тютчева, то О. Мандельштама, А. Ахматовой или И. Бродского, а в год 65-летия Победы – поэтов фронтовой плеяды. Есть и развороты стихов в рубрике «Гость номера», и здесь публикуют современных поэтов, «хороших и разных».
Этот журнал в самом деле – введение. В духовность, жизнь, культуру, искусство, в профессию… На этом, по Локотькову, стояла и стоит русская культура. Сейчас журнал делается, скорее, вопреки всему, преимущественно силами, волей, верой бескорыстных доброхотов, пожертвованиями интеллектуальными, духовными, материальными, трудовыми – многих людей, с Божией помощью. Может быть, в этом главный смысл проекта «Введенская сторона» – не только ретранслировать «информационные потоки», но и давать многое, что необходимо душе человека. Локотьков опасается: коли появятся деньги, не утратится ли что-то важное? И замечает: «Когда я задумался о проблемах журнала, то на первое место вышли, скорее, проблемы общества, для которого он предназначен, в котором он существует».
Журнал такого уровня и такого содержания – от современного искусства до мировой классики – крайне актуален, а в наше прагматичное и межеумочное время он нужен всем – начиная от детворы, заканчивая педагогами и родителями, да просто читателями. Однако где же он? Нет его ни на прилавках, ни в библиотеках. Кто о нём знает, кто о нём рассказывает на ТВ, на канале «Культура» как об общероссийском, международном феномене?
Полистайте пахнущие полиграфической краской, изумляющие дизайном страницы журнала «Введенская сторона» или войдите на интернет-страницу, и вы убедитесь: люди, создающие его, говоря нынешним сленгом, «отвечают» за журнал, девиз которого размещён на титуле: «Будущее российской культуры вырастает из юношеского творчества».
, ХАРЬКОВ