Этот период по своему уничтожающему размаху напоминал золотоордынское иго и сравним со Смутным временем и польской интервенцией. Перед русским народом встал вопрос самоидентификации. Памятное чистилище произошло во время Отечественной войны 1812 года. «Великая армия» объединённой Европы изо дня в день оскверняла православные святыни. Великомученица Москва была разорена и сожжена. Просвещённые святотатцы: французы, баварцы, вестфальцы, гессенцы, голландцы, испанцы, итальянцы, пруссаки, поляки, саксонцы убивали, грабили, насиловали, устраивали отхожие места в алтарях православных храмов, сдирали серебряные оклады икон, забирали лампады, кресты, даже отбирали одежду и обувь у духовенства. Обычным делом для ненасытных оккупантов было уничтожение православных святынь. В Спасо-Андрониковом, Покровском, Знаменском монастырях солдаты кололи на дрова иконы, лики святых использовали как мишени для стрельбы, жертвенники употреблялись вместо столов. В церквях Донского, Заиконоспасского, Новоспасского, Рождественского, Симонова, Покровского монастырей находились конюшни, в Екатерининской церкви Вознесенского монастыря располагалась пекарня, Свято-Данилов монастырь был разрушен, Алексеевский и Новодевичий осквернены, в Высокопетровском монастыре обустроили скотобойню с мясной лавкой. В ней с ликов православных святых свисали приколоченные свежие мясные туши, а железный маршал Франции, герцог Ауэрштедтский, князь Экмюльский Даву устроил себе спальное ложе в алтаре Чудова монастыря.
…И тогда явился он, тот, чьими наставлениями и молитвенными подвигами была спасена Русская земля. Он, который вселил дух мужества и стойкости в святого благоверного князя Дмитрия Донского и русское воинство на Куликовом поле. Он, который являлся во сне благочестивому нижегородцу Козьме Минину и направил его во главе народного ополчения идти на очищение Московского государства от супостата.
Это случилось в тот день, когда уже был разграблен Боровский монастырь, когда в Звенигородском монастыре, основанном его воспитанником преподобным Саввой Сторожевским, квартировали солдаты принца Франции и вице-короля Италии дивизионного генерала Богарне, когда в кощунственном припадке европейские завоеватели рубили мясо на иконе Иоанна Предтечи в Можаевской Лужецкой Ферапонтовой обители, когда бесноватый легион побывал в Николо-Перервинском и Николаевско-Угрешском монастырях. Это случилось, когда ночи в Первопрестольной были светлыми от бушующего огня, а дни тёмными из-за дыма.
Эта встреча состоялась на колокольне Ивана Великого, в тот час, когда император Франции Наполеон Бонапарт захотел взглянуть на пламенеющую Москву с самой высокой точки города в горделивом одиночестве. Великий заступник земли Русской святой преподобный отец Сергий игумен Радонежский явился «корсиканскому дракону», он шёл по небу со стороны Воробьёвых гор, осеняя крестным знамением армии, надвигающиеся на Москву. Смятённый Наполеон устремился в Благовещенский собор, где узнал на одной из икон небесного странника. Именно тогда он стал походить на «соломенного пса», это прозвище было дано ему в первое время пребывания в военной академии в Бриенне. Покидая Москву, обезумевший европейский правитель отдал приказ об уничтожении Московского кремля. Взлетели на воздух три башни со стороны набережной, Арсенал от Никольских ворот до Нагульной башни и со стороны Троицких ворот; осыпался верх Никольских ворот до иконы святителя Николая Чудотворца, сгорел дворец, выгорела Грановитая палата, но незримые хранительницы Кремля, Спасская и Никольская башни, остались неприступны. Взбешённый Наполеон был в отчаянии, ведь на надвратной иконе Спасской башни были изображены у ног Спасителя склонившие колени в молитвенном обращении святые преподобные Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский. Мародёры попытались снять золотой оклад с иконы Спасителя, но и эти варварские действия не увенчались успехом: по высшему промыслу лестница всё время падала. Потрясение покорителя Европы было так велико, что о его сумасшествии и паническом бегстве из России написано достаточно и маршалом Франции Бертье, и бригадным генералом Сегюром...
Появилась уникальная икона «Явление Богоматери Сергию Радонежскому во время пожара Московского кремля в 1812 году». Она была создана в 1831 году и согласно надписи на обороте является первым списком с произведения московского художника Н.Н. Тяпина, который 10 сентября 1812 года был свидетелем чудесного явления над пылающей Москвой. Эту икону живописец вручил известному духовнику иеромонаху Амфилохию (Константиновичу), и с 1812 года она хранилась в его келье в ростовском Спасо-Яковлевском монастыре. Стоит упомянуть, что император Александр I пожаловал Московскому ополчению древнюю икону «Явление Богоматери преподобному Сергию Радонежскому», написанную на гробовой доске преподобного Сергия в 1588 году и присланную императору 14 июля 1812 года из Троице-Сергиевой лавры митрополитом Платоном (Левшиным).
Великий русский историк В.О. Ключевский писал: «Преподобный Сергий своей жизнью, самой возможностью такой жизни дал почувствовать заскорбевшему народу, что в нём ещё не всё доброе погасло и замерло; своим появлением среди соотечественников, сидевших во тьме и сени смертной, он открыл им глаза на самих себя, помог им заглянуть в свой собственный внутренний мрак и разглядеть там ещё тлевшие искры того же огня, которым горел озаривший их светоч».
Сотни лет ежедневно тянутся к мощам великого русского чудотворца православные христиане со всего мира, чтобы поклониться человеку, родившемуся в эпоху вымирания русского народа и сумевшему возродить и приумножить спасительную веру, с которой живёт и по сей день многомиллионное восточное славянство.