Поэт, прозаик Наталья Самошкина поделилась размышлениями о способах преодоления трудностей, которые испытывает современный писатель, выходя к своей аудитории, а также о том, как поддержать интерес к чтению художественной литературы в России.
– Наталья, ваше творчество многогранно: это и поэзия, и проза, и даже хокку. Исходя из вашего писательского опыта, как вы считаете, какое из направлений (и не только вышеперечисленных) находит больший отклик в сердцах читателей?
– Как сказал герой моей новой книги дядюшка Примус: «Если к холодцу подать вовремя горчицу, мало кто вспомнит, что в его изготовлении принимали участие свиньи». Этим я хочу сказать, что нынче востребованы самые разные жанры. И зачастую от них требуется наличие «острого соуса и тёртого хрена». Литературные «специи» всегда придают благородному блюду изысканность, а просроченному продукту – оттенок забегаловки. А читатель выбирает по своему уровню. Одному требуется фэнтези с глубокой психологией, другому – «Серебряный век поэзии», третьему – роман об ужасах современной реальности. Я же предлагаю свои произведения личностям, способным «актёрствовать», увлекаться нетривиальными понятиями и, конечно же, создавать на основе моей игры собственную.
– Как человек, не понаслышке знающий всё о процессе создания книги, поделитесь, пожалуйста, какие трудности испытывает современный автор на пути к своему читателю. И какие есть способы преодоления этих трудностей?
– Самое большое препятствие на пути автора – это желание соответствовать вкусам читателей. Может получиться как в известной басне, где художник менял детали картины в угоду толпе. В результате образ, навеянный вдохновением, превратился в уродца, от которого отвернулись советчики. Единственный способ избежать этого – «ходить босыми ногами по небесам», то есть быть чрезвычайно чутким и к острым шипам падающей звезды, и к иллюзорности общих смыслов, и к непредсказуемости пути Странников.
– Большинство авторов придерживаются мнения, что поэзия – жанр некоммерческий. Вы согласны с этим утверждением? На ваш взгляд, какие трансформации социума повлекли за собой трансформацию конъюнктуры чтения?
– Во все времена поэзия была востребована, но при этом зачастую она становилась «безымянной» или «народной». Посему и коммерческая цена у неё была на уровне достатка народа. При этом истинная культурная ценность произведения определялась уже потомками. Какие бы изменения ни происходили в социуме, процент любителей высокой поэзии остаётся на прежнем уровне – 5–7% от всего населения. Совсем как воцерковлённые, которые посещают храм не только на Пасху. И по другим жанрам расклад такой же, как был века назад. Психология людей осталась прежней, следовательно, трансформации – это старые декорации, на которых рисуют Хлестакова поверх портрета Гоголя.
– Какие факторы вы могли бы выделить как основополагающие в развитии интереса к чтению художественной литературы среди российских граждан?
– По-моему, самый важный фактор – это вовлечение ребёнка в мир книги. Подчеркну, искренней и живой книги. Сделать же это могут взрослые: читающие родители, талантливые авторы, мудрые учителя. Приведу опять же афоризм дядюшки Примуса: «Чтобы скука не глядела со страниц книги, сотрите её сначала со своего лица». Затем уже не потребуется «стоять над душой», дабы юный человек продолжал читать – ради своего удовольствия, но не ради баллов на экзамене. Чем ярче будут образы, создаваемые его сознанием, тем тоньше станут границы между жанрами, между людьми, между прошлым и будущим.