От „Великолепной семёрки“ до „Омерзительной восьмёрки“
Канал НТВ очень вовремя показал крайне актуальный (в новостях как раз жарко обсуждались сносы памятников конфедератам в США) вестерн Тарантино о войне Севера и Юга – «Омерзительная восьмёрка». Оказалось, великий и ужасный Квентин, как и все создатели современных американских блокбастеров, не чужд политической конъюнктуры. Это второй «чёрный» вестерн, созданный им при президенте Обаме.
В первом фильме («Джанго освобождённый») чёрный раб помогает белому «охотнику за головами» находить и убивать белых преступников (за их головы государство платило большие деньги), расистов-плантаторов и их пособников. Убивает он мастерски, жестоко и много, как заправский ковбой у Серджо Леоне. Тарантино пошёл дальше предшественников в жанре: кадр безжалостно хрустит сломанными костями и чавкает кровью. Главного садиста-расиста играет артист с уникальным, позитивным бэкграундом – Леонардо Ди Каприо. И его убивают, и всех белых подонков-южан – справедливость торжествует.
Думаю, фильм вдохновил многих чернокожих зрителей на борьбу против несправедливости (ну и разные хулиганские действия), а также озадачил традиционную Америку – слишком кровава, избыточно жестока эта борьба с расизмом у Тарантино. Да и расизм бывает не только белым. Каждый, кто в детстве читал «Хижину дяди Тома», конечно, всецело на стороне освобождённых негров, но то, с каким удовольствием они уничтожали своих врагов в фильме, озадачивало.
В «Омерзительной восьмёрке» действие происходит после Гражданской войны в США, главный герой – тоже чернокожий, капитан, ветеран войны Севера и Юга, друг Линкольна. Чёрный охотник за белыми головами. Он везёт повозку с трупами убитых им бывших конфедератов, чтобы получить за них деньги у шерифа. По дороге сталкивается с разными людьми, в том числе и с бандитами (разумеется, белыми). Пожилому ковбою удаётся их всех поубивать. Тоже с хрустом, фонтанами крови. Но тут уже не озадачила, а сразила одна сцена. Не с бандитом, а с престарелым генералом конфедератов, которого капитан убивает из чисто идейных соображений. Но как! Поскольку правительство США старика, видимо, простило и никакая цена за него не назначена, капитан развёл генерала на «ковбойские понты». Дал ему револьвер и стал провоцировать. Смачно рассказывая (а Тарантино это показывает), как он во время войны взял в плен сына генерала, заставил его раздеться догола, издевался, когда тот молил о пощаде, насиловал и убил. Старик не выдержал и схватился за оружие, но коварный охотник, конечно, выстрелил раньше, размозжив генералу голову, так сказать, в порядке самообороны, и пошёл дальше бороться за справедливость.
Сцена своей звериной жестокостью и цинизмом выламывалась за рамки жанра и политкорректности. Все симпатии к другу Линкольна, бывшему рабу, которому я сочувствовал до того, мгновенно испарились. Нет здесь положительных героев, все омерзительны и сочатся злобой.
Вот что кипит в пресловутом американском плавильном котле и выплёскивается войной с памятниками конфедератам. Вот какую Америку презентовал нам канал НТВ вместе с Тарантино в рубрике «Кино на грани». За гранью. Похоже, не только кино. Партнёров нужно знать в лицо.