Издали шагающий экскаватор похож на корабль: кабина – палуба, стрела и тросы – мачта. Передо мной ЭШ 11/70, работающий на разрезе «Павловский»: 11 – это вместимость ковша в кубических метрах, 70 – длина стрелы в метрах. Он зачерпывает своим гигантским ковшом горную породу и перемещает её в отвал, затем ковш возвращается и снова вгрызается в земную твердь.
Заметив автобус, на котором меня доставили на участок работы ЭШ, машинист экскаватора Александр Иванович Бережной даёт громкий гудок – это знак окончания работы и одновременно приветствие гостей. Через минуту он спускается из кабины вниз и приглашает нас на палубу своего корабля.
Внутри ЭШ похож на заводской цех. Звук голоса перекрывает шум работающих агрегатов – за их состоянием следит помощник машиниста. Поднимаемся по железной лестнице наверх, в кабину Бережного, словно на капитанский мостик.
Сверху, как и следовало ожидать, всё видится несколько иначе: громадный корпус, работающие механизмы остаются за закрытой дверью маленькой кабинки. Есть только кресло машиниста, рычаги управления, сквозь стекло видна огромная парящая угольная яма. Кажется, что экскаватор стоит на самом краю, хотя до зоны выборки грунта достаточно места.
– Дадим стране угля! – говорит Бережной и нажимает на рычаг. Ковш вздрагивает, будто очнулся от сна, и погружается в породу. То, что мы сейчас делаем, на профессиональном языке называется вскрышными работами. Говоря проще, экскаватор снимает слой породы, обеспечивая доступ к залежам угля.
Работает Бережной с драйвом, под музыку «Авторадио». Ковш черпает породу и, описывая в воздухе полукруг, сбрасывает её в отведённом месте. Он качается в воздухе и не понятно, как можно опустить такую махину в чётко заданной точке. Но движения машиниста выверены, и вот уже ковш снова черпает породу, для того чтобы вскоре сюда пришла другая техника, работающая на добыче угля.
За смену необходимо выбрать 5,5 тысячи кубических метров горной породы, что соответствует 500 ковшам. Автоматическая система диспетчеризации фиксирует каждую «ходку» ковша, управляемого твёрдой рукой машиниста.
– Когда ветер достигает более 20 м/с, работать, конечно, запрещено, – поясняет Александр Иванович, не отрывая взгляда от ковша. – Это кажется, что стрела движется медленно, на её верхушке скорость достигает 80 км/час.
Освобождённый от горной породы уголь парит: его температура выше, чем температура воздуха. Из кабины машиниста видна долина с чёрными угольными проталинами, окутанная туманом. Есть в этой картине что-то инопланетное и вместе с тем очень земное. ¢
Персона
Александр Иванович Бережной– ветеран труда, отмечен рядом профессиональных наград. Его бригада становилась лучшей среди бригад экскаваторщиков предприятий СУЭК, а сам он – лучшим машинистом шагающих экскаваторов. На ЭШ 11/70 Бережной проработал без малого 23 года, чем не капитан горного корабля!