Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 23 августа 2023 г.
Литература Библиосфера

Даль распахнута рассветная

23 августа 2023

Сергей Агальцов. Солнце любви / Вступ. ст. Г.Н. Красников. – М.: Звонница – МГ, 2023. – 270 с.

Большинство стихотворений, вошедших в книгу «Солнце любви», создано Сергеем Агальцовым с мая 2021-го по январь 2023 года. Удивительно и потому особенно ценно, как в сегодняшние непростые, а порой непроглядно чёрные времена поэту удалось сохранить бережное, трепетное отношение к миру, к родине, к близким людям.


Была ты и нежной, и доброй,

Меня и вскормив, и вспоив,

Россия, Отчизна! –

                                 Твой образ

И ныне в душе моей жив.


Хочу, чтобы нощно и денно,

Покуда живу на земле,

Светился в красе он нетленной,

Сиял непрестанно во мгле.


Чувство, которое автор испытывает к своей земле, далеко от патетики. Оно – тёплое, личное, сакральное, очень простое и чистое. Так любят родные места, напоминающие о детстве. Вообще, один из истоков творчества Сергея Агальцова – именно детство с его чистотой и светом, беспечной наивностью, искренней радостью, ярким восторгом, подкупающей простотой. Только детский незамутнённый взгляд способен видеть мир таким открытым и прекрасным, каким не всегда увидит его взрослый. Вот почему в некоторых стихах Агальцова лирический герой – ребёнок, в котором многие из нас узнают прежних себя:

Окошко вдали уже светит,

И нам не страшна эта ночь.

Дорогу – отважные дети,

Мы всё же смогли превозмочь.


И далее в этом стихотворении читаем, как, въезжая в село, дети видят домик, в котором уют, радость, тепло и свет. Такой контраст характерен не только для мировоззрения ребёнка, на нём построена вся наша реальность. Однако её Агальцов рисует не мрачными, а сочными красками, словно приглашая читателя в волшебный мир, где хочется дольше задержаться…

Река, смиряясь, леденела,

И, сожалея, думал я,

Что отзвучала, отзвенела

Её певучая струя.


В поэтике Сергея Агальцова особое место отведено звукам. Читаешь – и слышишь плеск воды и хруст льда, шум ветра и голоса птиц. Об этой своей способности быть внимательным к «музыкальным» нотам окружающего мира поэт прекрасно знает:

…Тишина… Как слух мой чуток! –

Ловит каждый звук кругом.

Вот со свистом стая уток

Мчится в небе над бугром.


А какие краски и образы выбирает автор, чтобы передать великолепие пейзажей родной природы!

Только луч рассвета тронет

Дуба тёмного листву,

Он, разбуженный, застонет

И при виде солнца склонит

Величавую главу.

Пусть и древний он, и старый,


Но душою молод, чист.

Слыша птичье пенье, свист,

Он, ликуя, как литавры,

Ударяет лист о лист.


Хочется отметить, что, приверженец силлабо-тонического стихосложения и твёрдых форм, Сергей Агальцов не ограничивается лишь привычными четверостишиями, а использует весь арсенал доступных ему типов строфики и видов рифмовки. Написанные таким образом современные стихи, бывает, выглядят несколько искусственно, однако в книге «Солнце любви» всё органично и гармонично. Кроме того, художественный стиль Сергея Агальцова не позволяет нам забыть о русской поэтической традиции, отсылая к стихам Пушкина и Баратынского, Полонского и Ап. Григорьева, Тютчева и Фета…

Ещё одна особенность поэтики Сергея Агальцова – его тонкие образы, созданные искусно и точно, мастерски и с удивительным изяществом, от которого замирает душа:

На рассвете в палисадники,

За отрядами отряд,

Вновь снежинки, как десантники,

С золотых небес летят.


Даль распахнута рассветная,

Купол неба тих и чист.

И под ним снежинка светлая

Кружит, как парашютист.


Сколько в этом стихотворении хрупкости и одновременно цельности, глубины, ясности, силы!

Нельзя не сказать о замечательной любовной лирике Сергея Агальцова. Лишённая надрыва и накала страстей, она мелодична, словно песня:

Памяти ли капризы? –

Чудится: предо мной

Лик золотой Ларисы

Светится весь, живой.


Трепетный, он сияет,

Словно закат в окне.

Так его не хватает

В жизни печальной мне.


Кажется, один из любимых поэтом звуков – «л», придающий стихотворениям особую, какую-то нежную, хрустальную музыкальность. Интонации Сергея Агальцова, как правило, неторопливы и даже несколько меланхоличны. А иногда в его строках угадывается песенный задор:

Над рощею певучей,

Светясь, горит восход.

Опять он в мир созвучий

Загадочных зовёт.


Стоит также отметить, что один из центральных образов в творчестве Сергея Агальцова – образ пути, дороги. Для поэта важны расстояния и просторы его страны: «Поезд мчит сквозь глухой переезд, / Отчего так светло и легко мне? / Разных видел немало я мест, / А дороже, чем эти, не вспомню». Значимы для него и те отрезки, которые преодолевает за отведённое ей земное время человеческая душа. А смерть, пусть и неизбежна, неизменно проигрывает жизни:

Ну что же! День и этот прожит.

Удел заката – догорать.

Он гаснет, но играет всё же,

Совсем не хочет умирать.

Пусть мглу он одолеть не может,

Но мог, светясь, во мгле играть.


Тэги: Книги
Обсудить в группе Telegram

Юлия Могулевцева

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Хроника подвига

    02.05.2025
  • ЛГ- рейтинг

    02.05.2025
  • Книга преодоления

    30.04.2025
  • Горожанин на земле дедов

    26.04.2025
  • Хомо сапиенс, кура тэ ипсум*!

    25.04.2025
  • Солженицын.

    95 голосов
  • Шаманские пляски

    86 голосов
  • Квадрат гипотенузы

    67 голосов
  • Палата № 26. Больничная история.

    62 голосов
  • Алексей Баталов. Жизнь. Игра. Трагедия.

    47 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS