Сергей Агальцов. Солнце любви / Вступ. ст. Г.Н. Красников. – М.: Звонница – МГ, 2023. – 270 с.
Большинство стихотворений, вошедших в книгу «Солнце любви», создано Сергеем Агальцовым с мая 2021-го по январь 2023 года. Удивительно и потому особенно ценно, как в сегодняшние непростые, а порой непроглядно чёрные времена поэту удалось сохранить бережное, трепетное отношение к миру, к родине, к близким людям.
Была ты и нежной, и доброй,
Меня и вскормив, и вспоив,
Россия, Отчизна! –
Твой образ
И ныне в душе моей жив.
Хочу, чтобы нощно и денно,
Покуда живу на земле,
Светился в красе он нетленной,
Сиял непрестанно во мгле.
Чувство, которое автор испытывает к своей земле, далеко от патетики. Оно – тёплое, личное, сакральное, очень простое и чистое. Так любят родные места, напоминающие о детстве. Вообще, один из истоков творчества Сергея Агальцова – именно детство с его чистотой и светом, беспечной наивностью, искренней радостью, ярким восторгом, подкупающей простотой. Только детский незамутнённый взгляд способен видеть мир таким открытым и прекрасным, каким не всегда увидит его взрослый. Вот почему в некоторых стихах Агальцова лирический герой – ребёнок, в котором многие из нас узнают прежних себя:
Окошко вдали уже светит,
И нам не страшна эта ночь.
Дорогу – отважные дети,
Мы всё же смогли превозмочь.
И далее в этом стихотворении читаем, как, въезжая в село, дети видят домик, в котором уют, радость, тепло и свет. Такой контраст характерен не только для мировоззрения ребёнка, на нём построена вся наша реальность. Однако её Агальцов рисует не мрачными, а сочными красками, словно приглашая читателя в волшебный мир, где хочется дольше задержаться…
Река, смиряясь, леденела,
И, сожалея, думал я,
Что отзвучала, отзвенела
Её певучая струя.
В поэтике Сергея Агальцова особое место отведено звукам. Читаешь – и слышишь плеск воды и хруст льда, шум ветра и голоса птиц. Об этой своей способности быть внимательным к «музыкальным» нотам окружающего мира поэт прекрасно знает:
…Тишина… Как слух мой чуток! –
Ловит каждый звук кругом.
Вот со свистом стая уток
Мчится в небе над бугром.
А какие краски и образы выбирает автор, чтобы передать великолепие пейзажей родной природы!
Только луч рассвета тронет
Дуба тёмного листву,
Он, разбуженный, застонет
И при виде солнца склонит
Величавую главу.
Пусть и древний он, и старый,
Но душою молод, чист.
Слыша птичье пенье, свист,
Он, ликуя, как литавры,
Ударяет лист о лист.
Хочется отметить, что, приверженец силлабо-тонического стихосложения и твёрдых форм, Сергей Агальцов не ограничивается лишь привычными четверостишиями, а использует весь арсенал доступных ему типов строфики и видов рифмовки. Написанные таким образом современные стихи, бывает, выглядят несколько искусственно, однако в книге «Солнце любви» всё органично и гармонично. Кроме того, художественный стиль Сергея Агальцова не позволяет нам забыть о русской поэтической традиции, отсылая к стихам Пушкина и Баратынского, Полонского и Ап. Григорьева, Тютчева и Фета…
Ещё одна особенность поэтики Сергея Агальцова – его тонкие образы, созданные искусно и точно, мастерски и с удивительным изяществом, от которого замирает душа:
На рассвете в палисадники,
За отрядами отряд,
Вновь снежинки, как десантники,
С золотых небес летят.
Даль распахнута рассветная,
Купол неба тих и чист.
И под ним снежинка светлая
Кружит, как парашютист.
Сколько в этом стихотворении хрупкости и одновременно цельности, глубины, ясности, силы!
Нельзя не сказать о замечательной любовной лирике Сергея Агальцова. Лишённая надрыва и накала страстей, она мелодична, словно песня:
Памяти ли капризы? –
Чудится: предо мной
Лик золотой Ларисы
Светится весь, живой.
Трепетный, он сияет,
Словно закат в окне.
Так его не хватает
В жизни печальной мне.
Кажется, один из любимых поэтом звуков – «л», придающий стихотворениям особую, какую-то нежную, хрустальную музыкальность. Интонации Сергея Агальцова, как правило, неторопливы и даже несколько меланхоличны. А иногда в его строках угадывается песенный задор:
Над рощею певучей,
Светясь, горит восход.
Опять он в мир созвучий
Загадочных зовёт.
Стоит также отметить, что один из центральных образов в творчестве Сергея Агальцова – образ пути, дороги. Для поэта важны расстояния и просторы его страны: «Поезд мчит сквозь глухой переезд, / Отчего так светло и легко мне? / Разных видел немало я мест, / А дороже, чем эти, не вспомню». Значимы для него и те отрезки, которые преодолевает за отведённое ей земное время человеческая душа. А смерть, пусть и неизбежна, неизменно проигрывает жизни:
Ну что же! День и этот прожит.
Удел заката – догорать.
Он гаснет, но играет всё же,
Совсем не хочет умирать.
Пусть мглу он одолеть не может,
Но мог, светясь, во мгле играть.