Разговор о музыкальном телевидении в России нужно начинать, естественно, с ретроспективы в наше недавнее, а для кого-то дремучее, прошлое. В середине 90-х российский меломан мог порадовать себя разве что клипом Наташи Королёвой да вечерком угадать мелодию вместе с Валдисом Пельшем (может, кто-то не без смеха вспомнит сейчас его страстную жестикуляцию и ослепляющие костюмы). Для совсем уж искушённых ценителей оставались выпуски «МузОбоза» с флегматичным Иваном Демидовым, «Утренняя почта», «Песня года». В общем-то, и всё.
Однако в 1998 году, почти сразу после объявления дефолта, когда вся страна ещё усиленно отпаивала себя корвалолом, в российском музыкальном телевидении произошла революция – начал своё вещание MTV. Что это было для российского школьника или школьницы, какой я на тот момент и являлась, описать сложно. Для людей, регулярно посещавших Горбушку и прочие подобные места, сам проект MTV не делал крупных открытий, но для основной массы зрителей творчество таких проектов, как Coil, Aphex Twin, Nine Inch Nails, Squarepusher, Placebo, Radiohead, и многих других стало наконец-то доступным. Что и говорить, дикое было время. Безынтернетное. Страстные длинноволосые чуваки орали на английском языке, в общем-то, то же самое, что и русские рокеры, но почему-то убедительнее. Такие имена, как Александр Анатольевич, Тутта Ларсен, Ольга Шелест и Антон Комолов, были настолько же часты в речи, как имена друзей и родственников. Сам процесс вещания казался почти хаотичным и неформальным, именно таким, какой требовался пятнадцатилетнему выходцу из СССР.
Сейчас мы живём – здесь. «Здесь» – это сложное информационное пространство, включающее в себя такие источники, как Интернет, радио, СМИ, телевидение и многие другие, косвенные. В большинстве случаев мы находим в Интернете буквально всё – от рецепта приготовления французских булочек до «Критики чистого разума» Канта. Ещё один музыкальный телеканал не сможет наделать такого шума, как MTV в 90-е, потому что новых исполнителей мы ищем тоже – в Интернете. Может быть, поэтому, а не из-за смен руководства политика канала сменилась на полярную. Если в конце 90-х можно было включить MTV и смотреть клипы на музыкальные композиции, показ которых и является спецификой подобных каналов, то с середины нулевых – отнюдь. MTV становится всё более «развлекательным» телеканалом. Интересно, что само понимание «развлекательный» перестаёт в данном случае включать в себя знакомство с музыкальными новинками. Оно есть, конечно, но основное время вещания занимают сейчас такие передачи, как: «Тачку на прокачку», «Свободен» («Как снять девушку за 60 секунд»), «Свидание на выживание», и многие, многие другие однотипные, переводные, страшные с точки зрения мыслящего тростника вещи.
Действительно, чем ещё можно привлечь к просмотру телепередачи человека пубертатного возраста, как не советами личного свойства в его сложной прыщавой жизни? Руководители MTV берут здесь количеством, но не качеством. Эра предпринимателей, совершенно не интересующихся спецификой своего дела (будь то музыкальный или любой другой канал), требует от передачи только одного – рейтинга. А что уж там показывают – дело третьестепенное. По сути своей такие руководители имеют лишь один дар, который ценится сегодня выше всех других, – дар продавать. Если раньше существовало поколение шестидесятников, поколение дворников и кочегаров, физиков и лириков, то теперь вступило в свои права поколение менеджеров по продажам. Хорошо, что существует такое явление, как смена поколений.
Собственно говоря, всё телевидение движется сейчас в сторону «развлекательности», а развлекают современное общество (судя по рейтингам) секс, деньги и грязь. Ничего из вышеперечисленного, по мнению телевизионщиков, много не бывает, поэтому зрителя кормят исключительно этим. Передачи на MTV, безусловно, отталкивают. Вряд ли найдётся школьница, с интересом прочитавшая «Капитанскую дочку» (просто представим), а потом с таким же интересом посмотревшая «Елена из пропилена. Замуж за миллионера», не испытав при этом никакого неудобства. Плохо то, что «Капитанская дочка» доходит до читателя (если доходит) не в школьном возрасте, а чуть позднее в связи с тем, что это сложное эстетическое целое, раскрыть которое непросто, но душеполезно. Главное слово здесь – непросто. А вот просмотр «Елены из пропилена» – самое простое занятие. Пафос сей мысли заключается вот в чём. Школьница, всё детство смотревшая на девицу, соблазняющую кошельки, поймёт ли когда-нибудь Машу Миронову?