Сочинение: вчера, сегодня, завтра
Люди моего (плюс-минус) поколения помнят, чем было для нас выпускное сочинение. Писалось оно 1 июня – и было первым экзаменом.
Темы озвучивал завуч, торжественно разорвав конверт и вытащив заветную бумажку. Их (тем) было три: две по книгам из школьной программы и одна свободная (то есть такая, которую можно было раскрыть на произведении по желанию). В течение получаса десятиклассники должны были выбрать тему и заказать соответствующую книгу школьному библиотекарю.
Но это был фасад. С «чёрного» же хода происходило следующее. Выбрав тему, десятиклассники отпрашивались в туалет, где на унитазных бачках были заботливо расположены шпаргалки, позднее – «золотые сочинения». Кто-то сдирал из них, кто-то из предисловия или послесловия к тексту, принесённому библиотекарем.
Эксперты (как правило, учителя из соседних школ) усаживались за столы, где стояли самые большие букеты, за которыми ничего не было видно, а через час-два и вовсе уводились. И тут уж учителя безбоязненно подсаживались к двум «группам граждан»: двоечникам и медалистам, и помогали одним – не получить «2», другим – написать на стопроцентную пятёрку.
Так было. Но потом сочинение отменили – и стало ещё хуже. Потому что ребёнок, даже семнадцатилетний, живёт по принципу: нет экзамена – нет предмета. Литература из главного предмета (наряду с русским языком) стала чем-то вроде пения и рисования (ничего не имею против этих предметов, но всё же…). Последствия не замедлили сказаться. Забили в набат преподаватели высшей школы, к которым стали приходить молодые люди, не могущие связать двух слов, не умеющие излагать на письме свои мысли, да зачастую вовсе не имеющие мыслей (ведь, как сказал философ, «люди перестают мыслить, когда перестают читать»).
В 2013 году на Всероссийском писательском собрании учителя обратились к Путину с просьбой вернуть в школу сочинение. Президент ответил: надо – вернём. И дело завертелось.
Что же сочинение представляет собой сейчас? В сентябре спускается пять концептов, исходя из которых в декабре оглашаются конкретные темы. В этом году концепты сформулированы в виде бинарных оппозиций: «Честь и бесчестье», «Победа и поражение», «Дружба и вражда», «Опыт и ошибки», «Разум и чувства».
Почему конкретные темы не озвучиваются сразу? Потому что тут же нарисуются «золотые» сочинения и у одиннадцатиклассников появится соблазн выбрать уже готовый текст, выучить наизусть и воспроизвести его на экзамене. Почему сочинение пишется в декабре? Чтобы у тех, кто не справился, был шанс переписать (в феврале и в мае).
Сочинение носит надпредметный характер (то есть выпускник, доказывая свою позицию, может опираться на знания, полученные на любом школьном предмете), но оно литературоцентрично (то есть главным аргументом должен быть пример из художественной литературы).
Современное сочинение не привязано к определённому произведению: выпускник может привлечь в качестве аргумента любой художественный текст. Поэтому фигура библиотекаря на экзамене упраздняется: нельзя ведь знать, что именно изберёт молодой человек из всей мировой литературы (и, кстати, нельзя списать из предисловия или послесловия!).
Что хорошо и что плохо в вернувшемся сочинении? Хорошо, что оно вернулось. Хорошо, что нет конкретных тем (которые можно списать), а есть концепты, заставляющие думать и вспоминать прочитанное. Плохо, что сочинение пишется в декабре. Ведь дети устроены так: сдал предмет – его и нет. А ведь впереди ещё «Мастер и Маргарита», «Доктор Живаго», «Тихий Дон»…
Но, может, и здесь произойдут сдвиги, и сочинение снова будут писать 1 июня. В День защиты детей – от лени, безграмотности и в конечном счёте от бездуховности.