Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.
Общество

День школьного перемирия

01 января 2007

– Дети! – обратилась учительница по русскому языку к третьеклассникам. – Сейчас я раздам вам открытки. Напишите на них поздравления первоклассникам с первым учебным днём и пожелания – каждый от себя. От души. Только без жаргона, пожалуйста! 

Сашка обслюнил карандаш, чтобы получилось ярче, и крупно написал: «До-ро-гой чу-ва-чок! По-здра-вля-ю тебя с...» И задумался…

Такое задание и взрослого поставит в тупик. До сих пор всеобщее ликование по поводу первого школьного дня вызывало во мне только недоумение. Двойки, формулы во всю доску, подъём затемно, дождь, слякоть, насморк, хилое тельце, синяки под глазами и тяжеленный портфель, душный класс, постоянный стресс и плохое настроение учительницы. Опять же, эксперименты, которые имеют обыкновение заканчиваться в пользу чиновников, а вовсе не детей и учителей. Такие, как ЕГЭ, например… Чего тут праздновать? 

Лишь недавно, пройдя десять лет школы, пять – института и ещё три года школы уже вместе с дочкой, я поняла, в чём, собственно, заключается праздник. 

В последние несколько лет, судя по телерепортажам, выступлениям в СМИ и опыту ежедневной будничной жизни, школа всё больше напоминает поле битвы. Четыре стороны отстаивают свои интересы. 

Чиновники от Министерства образования – самая сильная сторона, наделённая властью, полномочиями, денежными ресурсами. Уязвимость позиций в весьма слабом представлении о жизни, быте и мировоззрении противника. 

Вторая сторона – учителя. Им приходится держать круговую оборону в течение учебного года, равно отстаивая чувство собственного достоинства и профессионализма перед всеми противостоящими силами и пытаться превратить в союзников хотя бы одну из них – детей. Удаётся это лишь избранным, и то вопреки сложившейся системе. 

Принято думать, что третья и четвёртая стороны (дети и родители) в этой схватке всегда заодно. Неправда! Ежевечерний вопрос «Сынок, ты уроки сделал?» и ответ «Родители! Давайте поговорим о чём-нибудь другом!» способны разрушить любой консенсус. 

Обычно битва ведётся во имя чего-то. Здесь у всех сторон одна общая цель – наделить детей необходимым набором знаний. Как это лучше сделать? За это и скрещиваются шпаги.
С первого сентября этого года начнётся эксперимент по введению нового государственного образовательного стандарта. 

По мнению разработчиков, предыдущие варианты стандарта были рассчитаны на предметные программы, что приводило к разбуханию школьной программы и перегрузке школьников. Концепция стандарта второго поколения будет рассматривать стандарт как совокупность требований семьи, общества и государства к результату школьного образования и их взаимную ответственность. 

Лозунг хорош, призван свести на нет все противоречия. Но, учитывая взаимоотношения сторон, сложившиеся за многие годы, трудно прогнозировать, во что конкретно выльется это намерение.
Ведь в чём заключается главный школьный парадокс? Отнимая максимум ребячьего времени, современная школа в конечном счёте связана с реальной жизнью, на которую остаётся слишком мало времени, лишь формально. Дневником и аттестатом. Не знаниями, а оценками. И в зависимость от этих нескольких цифр, в расстановке которых очень силён элемент случайности, ставится вся дальнейшая жизнь ребёнка. 

А самые прочные и долговременные знания ребёнок по-прежнему получает вне школы, в своей реальной жизни. Той самой, на которую остаётся мало времени. Не через «не могу» и «не хочу», а через «вот здорово!». В творческих и ремесленных мастерских. Из компьютерных обучающих и развлекательных программ, которые в последние годы становятся всё интереснее и целенаправленнее. 

Последние диски ВВС о дикой природе вполне способны заменить уроки биологии и географии. Стоит лишь немного систематизировать информацию и текстовку к выпускам, добавить тесты, чтобы ребёнок мог сам себя проверить, и учителя по этим предметам будут просто не нужны. 

Авторские программы Ю. Лотмана и Л. Аннинского, прошедшие по телеканалу «Культура», – замечательный образец того, как можно знакомить с лучшими произведениями литературы, оставляя за подростком право выбора, попытку осмысления, порыв интереса и любви к тому или иному художественному творению. 

Родители – тоже немаловажный источник информации, который, правда, всё чаще сдаёт свои позиции школе, а зря! Ведь то, что спокойно и внятно сказал отец, иногда запоминается много лучше, нежели то, что попытался в перерывах между двойками втолковать учитель. Не потому ли в начальной школе хорошо учатся, как правило, те дети, с которыми дома подолгу каждым предметом занимаются мама и папа? 

А вот знания, полученные в ночь перед экзаменом или контрольной, щедро залитые литром крепчайшего кофе, заспанные в течение следующих после «сдачи» суток, уже через неделю больше чем на тройку с минусом не потянут. Если когда-то в ходе дальнейшей жизни их вообще вспомнят… 

Территория, на которой учителя изо всех сил стараются дать, а ученики – отвергнуть знания, пока, к сожалению, тоже не отражает «совокупность требований». Облупленные стены, разбитые туалеты, трескающиеся в мороз водопроводные трубы, грязные классы, пыль и инфекция в которых может быть приравнена к бактериологическому оружию. 

Удастся ли новому школьному стандарту устранить чужеродность школы в жизни каждого ребёнка? Получится ли в следующем учебном году решить главную проблему – интегрировать знания в детскую голову не в качестве груза, а в качестве подарка? И сделать этот подарок используемым, долгожданным, жизненно необходимым? 

Так с чем же поздравить «дорогого чувач…» простите, дорогого первоклассника? Да и всех остальных участников первосентябрьской линейки? 

Всё просто. Жить, как советуют психологи, нужно сегодняшним днём. Первого сентября все придут в чисто вымытую школу нарядными, отдохнувшими. Никто не получит двоек и замечаний в дневник. Будет время поболтать с друзьями – за лето скопилось столько новостей! К тому же на завтра не зададут домашнего задания. Мама, вместо того чтобы проверять вечером уроки, приготовит вкусный обед и нарежет ароматную дыню. А во дворе будет пахнуть первой опавшей листвой. 

1 сентября – единственный в учебном году день, когда объявляется временное перемирие. Так что, дорогой чувачок, первые шестнадцать лет этот день будет твоим праздником. Через некоторое время ещё шестнадцать лет ты будешь отмечать его со своим ребёнком. Потом – с внуком, правнуком... 64 счастливых дня в жизни – это немало!
И с этим нас всех действительно искренне можно поздравить. 

Наталья ГОЛУБЬ

Обсудить в группе Telegram

Наталья Голубь

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Под куполом… к мечте

    31.05.2025
  • Михаил Любимов: «Я уже давно не верю в то, что человек произошёл от обезьяны»

    28.05.2025
  • Любовь – лучшая защита

    28.05.2025
  • Атлант в мире филологов

    22.05.2025
  • «Перечитывая Нестора»

    21.05.2025
  • Неудобная правда: лучше поздно, чем никогда?

    31248 голосов
  • Посвящение в свет

    4563 голосов
  • Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

    2602 голосов
  • Неблагодарные

    1143 голосов
  • Так ли уж не прав «дилетант»?

    999 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм Поэзия Калмыкии
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS