Блокада в моей судьбе. – М.: Художественная литература, 2010. – 256 с.: ил.
«Отец на фронте. Моя мама, не имея ни родных, ни близких, с четырьмя маленькими детьми, беременная на пятом месяце, в каком-то малоприспособленном для жизни помещении. Нет ни запасов еды, ни вещей, практически никаких денежных средств. Тяжёлая беременность, и в самый сложный период блокады, в голод и холод – рождение пятого ребёнка. Трудно себе представить, сколько она проявила мужества, стойкости, выдумки, настойчивости, инициативы. Результат налицо – она нас всех спасла». Автор вспоминает о том, как в девятилетнем возрасте ему пришлось пережить весь ужас ленинградской блокады. На основе многочисленных примеров стойкости и мужества своих родителей, сестры и братьев, простых горожан показывает ту меру страданий, которые выпали на долю ленинградцев, особенно в самую страшную блокадную зиму 1941–1942 годов.
Не обходит стороной автор и события, неразрывно связанные с блокадой, – оборона Ленинграда, Лужский укреплённый район, «Невский пятачок» и «Дорога жизни». Эти вехи блокадного города описываются с яркими, запоминающимися подробностями.
«Когда мы проехали уже большую часть пути, машина вдруг начала проваливаться задним мостом вниз. Помню выражение ужаса на всех лицах. Мотор взвыл, машина начала, конвульсивно дёргаясь, медленно подаваться вперёд. Чётко помню два момента: когда мы выгрузились, нас накормили горячей пшённой кашей, что говорится, до отвала. И второе: к нашей группе подошёл водитель нашей машины и сказал:
– Скажите спасибо второму фронту – если бы у машины не было ведущего передка, то мы наверняка уже были бы на дне Ладоги.
Вот так могут причудливо переплетаться политика и судьбы людей».