Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 27 апреля 2021 г.
Колумнисты

Деспотия развлечения

27 апреля 2021

Лента «Никто», снятая Ильёй Найшуллером, шумит в американском прокате. В этом фильме сыграл Алексей Серебряков. Так что российский след очевиден. Тем более что история в олдскульном стиле повествует о русской мафии. Да, старые лекала вновь актуальны.

И вот что удивительно. Такой успех позволил кое-кому говорить, что российское кино развивается. К прочим «победам» присовокупляют и хвалебные оды Стивена Кинга в адрес «Эпидемии» Павла Костомарова. Или вот ещё – Netflix приобрёл сериал российского производства «Лучше, чем люди». Как всё замечательно, однако!

Так? Совсем не так! Да, наши кинематографисты научились делать эффектную картинку. И свежие идеи там тоже проскальзывают. Беда в другом: раньше наши режиссёры, актёры и сценаристы в своих лучших работах задавали тренды для всего киномира. А сейчас происходит наоборот: разрушив прежнее наследие, Россия принялась снимать, как снимали американцы 10–15 лет назад. В этом есть что-то неправильное.

Особенно если к такому «достижению» присовокупить не самый адекватный политический, идеологический контекст. А он несомненен. Можно, конечно, восхищаться, сколь замечательно выстрелила лента «Никто», но выстрелила-то она в том числе и потому, что мы ускоренными темпами движемся к холодной войне.

Впрочем, то – у них. А что у нас? А у нас на государственные деньги снимают сомнительное кино, которое перевирает историю, не имеет культурной ценности и, в конечном счете, дискредитирует и наше государство, и наш народ. Последний тому пример – лента Данилы Козловского «Чернобыль». Сделано за 690 миллионов рублей.

Создатели прикрываются тем, что это художественный фильм. Однако кассу делает тема – большая трагедия. И как нам представили её? Как торжество безалаберности и растерянности. И я сейчас даже не о том, что перевраны факты, а о самой атмосфере. В ней нет, и априори не может быть места героям-ликвидаторам. Они показаны либо алчными трусами, либо растерянными дураками. Но там было место и подвигу, и решимости. Достаточно поговорить с самими ликвидаторами. И случись, не дай Боже, подобное сейчас – вот уж не знаю, как бы справились.

Если же это действительно история о любви, о людях, то почему она никак не двигается вперёд? Почему не меняется мотивация персонажей, не развиваются образы? И почему Козловский не удосужился даже примитивно, банально сыграть надлом героя?

Нет, «Чернобыль» – это картонная история с картонными персонажами, и картон в итоге сгорает. Вот только своим чадом он отравляет зрителей. Потому что художественное кино – по-прежнему важнейшее из искусств и более всего влияет на умы. Есть такая отличная книга – «Киномания» за авторством Теодора Рошака. И там он пишет: «Развлекательный жанр действует на людей сильнее высокого искусства, это воздействие гораздо более деспотично. Люди не включают защитные механизмы во время развлечения. Образы и послания проникают в мозг и внедряются в самые его глубины». Что ж, американцы освоили эту науку в совершенстве, воспитав на голливудских фильмах весь мир.

А мы? А мы занимаемся киномазохизмом, унижая себя за свой же счёт. И, в конечном счете, катастрофа в кинематографе рождает катастрофу в жизни. Какая тут война? Какие американцы? При таких раскладах сдадимся сами. Или вернее так: нас уже настойчиво просят сдаться.

Платон Беседин, писатель (Севастополь)

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции

Тэги: Очевидец Платон Беседин
Обсудить в группе Telegram

Платон Беседин

Родился в Севастополе. Автор художественных кни... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • На сломанном дереве

    07.05.2025
  • Безумие?

    09.04.2025
  • Тоска по замедлению

    12.02.2025
  • Голоса со стороны

    06.11.2024
  • Коротка память

    23.10.2024
  • Чего хочет народ

    115 голосов
  • На вид всё красиво

    101 голосов
  • Жертвы ЕГЭ

    100 голосов
  • Зачем нам туда?

    92 голосов
  • Пора заставлять?

    78 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS