Перейти к содержанию
  Вторник 03 октября 2023
Литературная Газета
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
      • Реклама в газете
      • Реклама на сайте
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Видео
    • Правила общежития
    • Настоящее Прошлое
    • Видеоряд
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
Идет поиск...
К сожалению, ничего не найдено.
Изменить запрос
LGZ
LGZ
  • Главная
  • Новости
  • Статьи
  • Видео
  • Колумнисты ЛГ
  • Все рубрики
    • Новости
      • ЛГ Online
      • ЛГ Плюс
      • Позиция
      • Спецформат
    • Статьи
      • Политика
      • Общество
      • История
      • Литература
      • Кино
      • ТВ
      • Театр
      • Музыка
      • Архив номеров
    • Видео
    • Авторы
  • Об издании
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
LGZ
  Статьи    27 апреля 2021 г.
Колумнисты

Деспотия развлечения

Беседин  Платон Беседин Платон — 27 апреля 2021

Лента «Никто», снятая Ильёй Найшуллером, шумит в американском прокате. В этом фильме сыграл Алексей Серебряков. Так что российский след очевиден. Тем более что история в олдскульном стиле повествует о русской мафии. Да, старые лекала вновь актуальны.

И вот что удивительно. Такой успех позволил кое-кому говорить, что российское кино развивается. К прочим «победам» присовокупляют и хвалебные оды Стивена Кинга в адрес «Эпидемии» Павла Костомарова. Или вот ещё – Netflix приобрёл сериал российского производства «Лучше, чем люди». Как всё замечательно, однако!

Так? Совсем не так! Да, наши кинематографисты научились делать эффектную картинку. И свежие идеи там тоже проскальзывают. Беда в другом: раньше наши режиссёры, актёры и сценаристы в своих лучших работах задавали тренды для всего киномира. А сейчас происходит наоборот: разрушив прежнее наследие, Россия принялась снимать, как снимали американцы 10–15 лет назад. В этом есть что-то неправильное.

Особенно если к такому «достижению» присовокупить не самый адекватный политический, идеологический контекст. А он несомненен. Можно, конечно, восхищаться, сколь замечательно выстрелила лента «Никто», но выстрелила-то она в том числе и потому, что мы ускоренными темпами движемся к холодной войне.

Впрочем, то – у них. А что у нас? А у нас на государственные деньги снимают сомнительное кино, которое перевирает историю, не имеет культурной ценности и, в конечном счете, дискредитирует и наше государство, и наш народ. Последний тому пример – лента Данилы Козловского «Чернобыль». Сделано за 690 миллионов рублей.

Создатели прикрываются тем, что это художественный фильм. Однако кассу делает тема – большая трагедия. И как нам представили её? Как торжество безалаберности и растерянности. И я сейчас даже не о том, что перевраны факты, а о самой атмосфере. В ней нет, и априори не может быть места героям-ликвидаторам. Они показаны либо алчными трусами, либо растерянными дураками. Но там было место и подвигу, и решимости. Достаточно поговорить с самими ликвидаторами. И случись, не дай Боже, подобное сейчас – вот уж не знаю, как бы справились.

Если же это действительно история о любви, о людях, то почему она никак не двигается вперёд? Почему не меняется мотивация персонажей, не развиваются образы? И почему Козловский не удосужился даже примитивно, банально сыграть надлом героя?

Нет, «Чернобыль» – это картонная история с картонными персонажами, и картон в итоге сгорает. Вот только своим чадом он отравляет зрителей. Потому что художественное кино – по-прежнему важнейшее из искусств и более всего влияет на умы. Есть такая отличная книга – «Киномания» за авторством Теодора Рошака. И там он пишет: «Развлекательный жанр действует на людей сильнее высокого искусства, это воздействие гораздо более деспотично. Люди не включают защитные механизмы во время развлечения. Образы и послания проникают в мозг и внедряются в самые его глубины». Что ж, американцы освоили эту науку в совершенстве, воспитав на голливудских фильмах весь мир.

А мы? А мы занимаемся киномазохизмом, унижая себя за свой же счёт. И, в конечном счете, катастрофа в кинематографе рождает катастрофу в жизни. Какая тут война? Какие американцы? При таких раскладах сдадимся сами. Или вернее так: нас уже настойчиво просят сдаться.

Платон Беседин, писатель (Севастополь)

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции

Очевидец Платон Беседин
332

Платон Беседин

Родился в 1985 году в городе-герое Севастополе....
Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта ЛГЗ на ваш электронный ящик.

Возделывание

09.08.2023

Нерукопожатные боги

02.08.2023

Нужен канон

12.07.2023

Всё от Адама

15.06.2023

Свет звезды

23.03.2023

Чего хочет народ

115 голосов

На вид всё красиво

101 голосов

Жертвы ЕГЭ

100 голосов

Зачем нам туда?

92 голосов

Пора заставлять?

78 голосов
LGZ
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Фестиваль Память Театр Премьера Книги Дата Книжный ряд Эпоха Кино Новости Сериал Утрата Писатели Век Памятник
© «Литературная газета», 2007–2022
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты