Возрадуемся, соотечественники! 60% выпускников школ минувшего сезона имели возможность поступить в вузы на бюджет. За казённый счёт то есть. Об этом в канун нового учебного года оповестил по телеканалу «Россия-1» министр науки и высшего образования В. Фальков. Плюс «платка» – в итоге почти стопроцентный охват молодняка высшим образованием. Чем плохо стать ну просто тотально образованной нацией?
Помню, в прошлом веке важным показателем считался процент студентов среди населения, процент работников с в/о в трудовых коллективах. Родители спали и видели, чтобы правдами и неправдами провести ребёнка в вуз, бабушки и тётушки учили: диплом – лучшее приданое девушки. И вот свершилось: недалёк день, когда дипломы вузов будут у всех.
Но что-то мало ликования. А на юных лицах даже скепсис какой-то. Уж лучше, считают многие отроки и отроковицы, в ПТУ пойти: там хоть чему-то полезному есть шанс научиться, а в университетах всё больше из пустого в порожнее пять лет переливать.
Похоже, за минувшие четверть века вузы трансформировались в своего рода детсады для взрослых, институты продления счастливого детства с элементами некоторой социализации и непонятным финалом после получения диплома: где работать? По старой памяти сотрудники бессчётных филолого-политологических университетов носят названия доцентов и профессоров, хотя на деле они воспитатели детсада.
Человек, окончивший вуз, зачастую может претендовать лишь на неквалифицированную (квалификации ещё нет), но чистую работу (и то если повезёт). Грязную, как предполагается, будут делать гастарбайтеры.
Так, кстати, во всех странах, где семьи могут содержать детей в возрасте далеко за двадцать. Недавно говорила об этом с канадцем, он поддержал сравнение вуза с детсадом: «И у нас точно так же!» И добавил: «Среди наших прадедов университет оканчивало, может, 5% населения. Но и сегодня подлинное образование получает процентов пять обладателей дипломов».
Не ручаюсь за цифры, а с идеей согласна. В царской России было немного вузов, может, десяток. Но и нынче подлинно высших учебных заведений – по пальцам перечесть! Остальные – детсады.
При этом в элитных заведениях не все специальности преподаются на нужном уровне. Топово-элитный вуз – зонтичный бренд, а под зонтиком чего только не теснится! Вот хороший бренд – МГУ. Потому и открывают под его вывеской всё новые факультеты и институты: иностранных языков, международных отношений, высшую школу перевода. Как маркетолог, одобряю: бренд надо использовать в хвост и в гриву. Особенно классно звучит «факультет глобальных процессов» – есть и такое. Студенты прозвали такие заведения «кальянными факультетами» – нечто непринуждённо-престижное. Схожие процессы идут и в МФТИ, и в МГИМО, и в других местах.
Ширится рынок изготовления курсовиков и дипломов за плату: средний студиозус не способен ничего написать, а совсем скоро, с распространением «ТикТока», не сможет и прочитать. Зато растёт приработок «доцентов с кандидатами».
Можно ли в нынешних условиях превратить бессмысленные вузы в качественные, полезные? Лишь какую-то часть. Но уж точно, что сто процентов выпускников не могут получить образование высшего типа. Хотя бы исходя из их подготовки и умственных способностей. Да и не требуется это для народного хозяйства!
Молодёжь ощущает: хочешь работать и зарабатывать – получи конкретную профессию. А с финансовополитологическим готовься пиццу развозить.
Татьяна Воеводина, предприниматель, публицист
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции