Девятнадцатый век подарил нам образ прекрасной женщины, воспетой Тургеневым и Толстым: тонкорунные красавицы в кружевных блузках и юбках с длинным треном, с неизменной ниткой жемчуга или букетиком ландышей у корсажа. Но сквозь вуаль романтики проступает уродливая реальность: эти неземные существа лишь бесплатное приложение к мужу или отцу. Без разрешения мужчин не то что замуж выйти – шага в жизни не сделать, и за каждой мелочью приходится идти на поклон.
Но из миллиона женщин, составляющих безликую массу, вдруг родится одна, наделённая энергией и волей, способная разрушить традиции и устои и предопределить грядущие годы и столетия.
Мария Васильевна Трубникова – первая в России феминистка, добившаяся для женщин высшего образования. Она появилась на свет в Рождественский сочельник, 6 января 1835 года в доме ссыльных декабристов, в городке Петровский Завод в Забайкалье. В восемь лет потеряла мать, а ещё через год – отца. Смерть родителей наложила глубокий отпечаток на чувствительную и восприимчивую девочку – она потом всю жизнь будет считать своим долгом прийти на помощь каждому, кто попал в беду. Девятилетнюю Марию берёт к себе в имение богатая тётка княгиня Хованская – дама передовых взглядов. Воспитывая детей и племянников, она не делает различия между мальчиками и девочками, и последние учатся наравне с братьями. Благодаря тётке Мария получает блестящее образование: она говорит на пяти языках, изучает литературу, историю, философию, естествознание, много пишет, читает, переводит и с детства мечтает служить народу, как её отец декабрист. Однако в отличие от отца она считает, что насилием невозможно изменить общество. «Великое дело нельзя делать злым путём», – часто говорит она.
В 1854 году девятнадцатилетняя Мария знакомится с Константином Трубецким – издателем-редактором «Биржевых ведомостей», и молодые люди – оба либералы, оба поклонники Чернышевского и Герцена – очень быстро находят общий язык и через несколько месяцев играют свадьбу. В 1855 году молодожёны переезжают в Санкт-Петербург, где на углу Морской и Гороховой снимают роскошную квартиру, в которой Мария открывает свой либеральный салон. Именно здесь – среди скульптур и картин, в паузах между Шопеном и Моцартом – родится русский феминизм.
Салон посещают учёные, писатели, общественные деятели – Менделеев, Рихтер, Шамшин, Унковский, профессора петербургского университета, чопорные аристократки и экстравагантные дворянки, носившие брюки. Мария принимает и примиряет всех: и радикалов, и аристократов, – за что получает в обществе кличку Крейберг – так звали в то время укротителя диких зверей. Здесь ведутся жаркие споры о народной воле, о помощи разорявшимся дворянским девушкам и женщинам, пострадавшим от домашнего насилия. Один из посетителей её салона, революционер, вдохновлённый услышанным, писал Марии из ссылки: «Вы живёте жизнью настоящей, а не дремотным прозябанием!»
Но, увы, дальше слов дело пока не заходит: неопытная Мария, будучи первопроходцем, ещё не знает, как надо действовать. И тогда на помощь ей, сам того не ведая, пришёл муж. Константин Трубецкой любил цитировать Герцена и Чернышевского, подискутировать о женском вопросе на страницах «Биржевых ведомостей», но жену свою предпочёл бы видеть в детской или на кухне. А Марию невыразимо тяготила «муравьиная тесность» домашней ячейки: в доме подрастали четыре дочери, и она разрывалась между домом и общественной жизнью. Начались скандалы и сцены ревности, одна из которых закончилась побоями. Мария взяла дочерей и ушла из дома с несколькими рублями в кармане – всё своё приданое, как это полагалось в то время, она передала мужу, который растратил его в сомнительных мероприятиях.
Оставшись без средств к существованию, с малолетними детьми на руках, Мария вдруг поняла, как она должна действовать. Работать. Делать то, что умеет лучше всего, – писать и переводить книги.
Она принимается за дело с той лихорадочной поспешностью, с той энергией и волей, какая отличает людей, нашедших своё призвание: переводит романы, повести, общественно-политические статьи, ведёт библиографические и критические отделы в столичных журналах. На заработанные деньги снимает квартиру, великолепно её обставляет и… снова открывает салон. Но теперь уже вместо слов переходит к делу: призывает «дать русским женщинам возможность существования исключительно умственным трудом», что всегда было привилегией мужчин. И очень скоро с Трубниковой близко сходятся её кружковцы Надежда Стасова и Анна Философова, и они образуют первый в России женский триумвират.
Надежда Стасова – потомственная дворянка, дочь известного в России архитектора Стасова – пережила в молодости предательство жениха и смерть любимой сестры. Чтобы развеять Надежду, братья привели её в кружок Трубниковой, и через полгода Надежду было не узнать – это была энергичная, целеустремлённая женщина, нашедшая в жизни цель и не желающая более никакой другой жизни. А Анна Философова, подруга Достоевского и Тургенева, происходившая из знаменитого рода Дягилевых, была замужем за военным прокурором, старше её почти вдвое, невероятно в неё влюблённым и полностью поддерживающим либеральные взгляды жены. В Петербурге шутили: пока военный прокурор Философов в министерстве подписывает приговоры террористам и вольнодумцам, его жена принимает этих самых вольнодумцев в своей гостиной!
Трубникова, Стасова и Философова снимают в Петербурге дом и обустраивают в нём компактные квартиры для женщин, попавших в трудные жизненные обстоятельства. Через полгода, в 1862 году, они открывают первую женскую издательскую артель, куда принимают 280 женщин! Благодаря этой артели в России были впервые изданы Л. Олкотт, О. Тьерри, Д. Эллиот, «Происхождение видов» Дарвина. А в 1868 году здесь увидели свет сказки Андерсена.
С каждым днём женщин становится всё больше, но среди них совсем мало переводчиц и художниц, а между тем именно они нужнее всего! Но как их научить? И тогда Трубникову озаряет гениальная идея.
Высшее образование для женщин! Если в университет принимают только мужчин, значит, необходимо открыть женские курсы по университетской программе! Женщины должны получать профессию!
В стране, где девочек учили дома (не считая женских институтов, куда попасть простой смертной было невозможно) и где первая женская гимназия была открыта лишь несколько лет назад, это предложение звучало дико и дерзко. Но Трубникову, Стасову и Философову осуждением было не испугать. Они писали и рассылали письма, обивали пороги Министерства народного просвещения, ходили на поклон к министру, собирали подписи, убеждали, умоляли, может быть, плакали. Пятнадцать лет шла эта битва за образование женщин, за их неоспоримые права на жизнь, свободу и тело. Но всё же они… добились своего!
В 1878 году в России открываются первые женские курсы – Бестужевские, дающие женщинам диплом о высшем образовании. На них сразу же записалось восемьсот женщин! Когда Менделеев вышел на кафедру и увидел перед собой сотни молчаливых девушек, он отвернулся и… заплакал. «Я не видел более прекрасной картины за всю жизнь», – напишет он этим же вечером в своём дневнике.
Но общество, в отличие от Менделеева, захлебнулось от ярости. Курсисток называли бестыжевками, дочерями Каина, курильщицами и проститутками, писали в полицию доносы, что в здании на Васильевском острове открыты не женские курсы, а бордель, а один профессор заявил, что лучше «увидит дочь в гробу, чем в университетской аудитории».
Судьба всегда благосклонна к первопроходцам, к смельчакам и отчаянным: за тридцать два года Бестужевских курсов их окончили около десяти тысяч человек. Среди них Надежда Крупская; Пелагея Штайн – первая женщина-астроном, открывшая 19 малых планет; Варвара Бриллиант – физиолог растений, подарившая миру теорию фотосинтеза, и многие другие женщины: актрисы, писательницы, художницы, философы. Деятельность Трубниковой горячо поддерживал Александр II, с ней до конца жизни переписывался Андерсен, а Джон Милль – известный английский философ и экономист – писал ей восторженно: «Милостивая государыня! С чувством удовольствия и уважения я узнал, что в России нашлись смелые женщины. Благодаря Вам Россия, быть может, опередит просвещённые страны».
Существует миф, что на советских женщин права свалились без всякой борьбы, они были любезно им подарены большевиками. Но блестящее образование, какое получили наши бабушки и матери в Советском Союзе, стало возможным в первую очередь благодаря трём феминисткам – Трубниковой, Стасовой и Философовой, «дочерям Каина», как называли их современники.
Анна Гурина
Слушательницы Бестужевских курсов